О дополнительных энергоресурсах

Энергию поберегите

Экономия, бережливость и развитие альтернативной энергетики — три кита, на которых, по концепции, должна опираться энергетическая безопасность страны. Это и понятно. Беларусь практически не обладает собственными топливно–энергетическими ресурсами и вынуждена тратить на закупку нефти и природного газа миллиарды долларов. Снизить нагрузку даже на 10 — 20% дорогого стоит. Как можно более рационально использовать купленное и по возможности замещать его местными видами топлива и альтернативными источниками энергии — рачительный, хозяйский подход.



Определение «альтернативные источники» ученые критикуют, ведь речь идет не об исключении уже имеющихся, а о дополнительных энергоресурсах. У каждой страны их список свой. У нас, например, торф когда–то доминировал в энергетике, а сегодня идет уже как дополнение. Ряд могут продолжить биотопливо, микро– и малые ГЭС, солнце, ветер, геотермальная энергетика, использование бурых углей, горючих сланцев.

Интересно, что недавно ЕС перестал считать торф возобновляемым энергетическим ресурсом. У нас же он, как и древесина, остался в прежней категории — это справедливо, если потребление не превышает прирост. Мы, кстати, добываем более 3 млн. тонн торфа в год, а модернизированное производство готово выпускать 1,4 млн. тонн торфобрикетов. Главное, чтобы потребителей хватало — вот над этим сейчас и идет работа.

Вопрос о растительном сырье, дающем дополнительные топливные ресурсы, актуален для нас и учитывая количество имеющихся лесов. Перспективным для Беларуси, по мнению директора Института химии новых материалов НАН, академика Владимира Агабекова, может быть совместное использование в виде топлива возобновляемого растительного сырья и тяжелых углеводородных остатков. Так мы сразу достигнем нескольких целей: получим топливные ресурсы, утилизируем древесные отходы и проведем углубленную переработку нефти. Ведь в стране 2 нефтеперерабатывающих завода. Сейчас глубина переработки нефти — 74 — 75%, но ее можно повысить до 93 — 95%, извлекая из ценнейшего ресурса максимум пользы. С этой же целью стоит делать упор на лесопереработку, лесохимию. Из растительного сырья можно получать ароматические углеводороды, эфиры, другие органические соединения для нефтехимического синтеза. Такие предложения уже вошли в союзную программу «Комплексная переработка возобновляемого растительного сырья с тяжелыми нефтяными остатками», которая сейчас находится на стадии согласований. А ведь бионефть можно получать, перерабатывая также солому, жмых и прочие сельхозотходы. По расчетам, это дало бы нам около 2 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Все это, конечно, еще перспектива, но хотелось бы надеяться, что не отдаленная.

А реальность — это завершающаяся в этом году Госпрограмма строительства энергоисточников на местных видах топлива, по которой в стране должно появиться 154 таких объекта. Из них 32 — биогазовые установки. Самая крупная успешно работает в Кировском районе в СПК «Рассвет». Хозяйство не только покрыло свои потребности в электроэнергии, но и продает излишки. А в системе «Белэнерго» за последние годы введено 12 объектов новой формации. Тут пошли по пути преобразования крупных котельных, потребляющих газ, в мини–ТЭЦ, работающие на местном топливе, — такие появились в Осиповичах, Пружанах, Вилейке, Барани. Причем оборудование — белорусское. Высокий КПД показала ветроустановка в Грабниках Новогрудского района, там уже приступили к строительству ветропарка. Построена первая крупная ГЭС — Гродненская. Новые источники увеличили использование местных видов топлива в системе «Белэнерго» в 6 раз и сэкономили 125 млн. куб. м природного газа в год. Всего же по стране местные энергоресурсы в котельном и печном топливе занимают чуть более четверти. И, по оценке заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, все, кто хотел заниматься этим направлением, вышли на хорошие показатели.

Сегодня у нас есть законодательная база, буквально подталкивающая любое предприятие к развитию собственной энергетики на местных видах топлива. Во–первых, это экономия — тонна условного топлива так выходит на 70 — 100% дешевле, чем от природного газа. Во–вторых, общий интерес. При том, что в год мы потребляем 21 — 22 млрд. куб. м природного газа, из них 12 млрд. — в энергетике, модернизация системы, новые технологии уже дали экономию в 1,3 млрд. кубометров газа в год. Белорусская АЭС с вводом в строй и вовсе позволит заместить 5 млрд. куб. м газа. Вовлечение всех имеющихся возможностей может нас вывести и на более весомый результат. Пренебрегать ими не стоит.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 103 (24733). Среда, 3 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter