Энергия!

Президент продолжает изучать работу основных отраслей экономики...

Президент продолжает изучать работу основных отраслей экономики. Неделю назад он посетил головной офис Белорусской железной дороги. А вчера принял в своей резиденции руководство Минэнерго и подведомственных ему предприятий.


«Министерство энергетики — важнейшее в Правительстве. Ведь оно обеспечивает независимость нашей страны», — эти слова Президента сразу задали разговору максимально высокое напряжение.


Как покрыть дефицит в 1,5 триллиона рублей?


В отчет министра Александра Озерца вместилось множество тем: от модернизации генерирующих мощностей до удоев в подсобных сельхозкомплексах. Постепенно докладчик перешел к главному — тарифам. Начиная с 2006 года цена газа на входе в страну увеличилась в 3 раза. А стоимость электрической и тепловой энергии, газа, которые предприятия Минэнерго отпускают промышленности и населению, росли не так быстро. По сведениям энергетиков, поставки энергии и топлива в дома и квартиры в 2009 году стали гораздо более убыточны, чем в 2006–м, когда российский газ покупался по 46 долларов за тысячу кубометров. В общем, существующие тарифы для потребителей, как я понял, не позволяют энергетикам покрыть их затраты. «У нас недостаточно источников, чтобы в следующем году рассчитаться за природный газ. Дефицит составит 1,5 триллиона рублей», — объяснил ситуацию Александр Озерец. По его мнению, повышение тарифов для населения в ноябре и январе в сумме на 10 долларов позволит Минэнерго успешно свести балансы.


О чем не знают энергетики


Прежде чем начинать разговор о повышении тарифов, нужно, убежден Президент, «внимательно подсчитать себестоимость гигакалорий и киловатт–часов». Александр Озерец поспешил заверить: «Считаем и «зажимаем» затраты... По каждой позиции». Но у Президента на этот счет сомнения: «Цены в мире упали на модернизацию, на капремонт, а вы по прежним ценам закупаете турбины, металл...»


Министр энергетики, отвечая на это замечание, рассказал, как недавно министерство инициировало повторный тендер по закупке турбины. Нужная турбина была куплена за 12 миллионов долларов, хотя на первом тендере она предлагалась компанией–поставщиком за 15 миллионов... Тогда Президент поинтересовался: а почему нельзя было купить эту самую турбину еще дешевле. Знают ли в Минэнерго ее заводскую цену и себестоимость? «Мы не знаем заводские цены, нас туда не подпускают, ссылаются на конфиденциальность», — пожал плечами Александр Озерец.


По мнению Президента, это прокол в работе энергетиков. Ведь не обладая информацией о заводских ценах на оборудование, они могут переплачивать участникам тендеров миллионы долларов. Эти переплаты, понятно, лягут на себестоимость энергии, а потом — на потребителей.


Помощник Президента по экономике Сергей Ткачев указал на еще одно узкое место: новые энергомощности вводятся с отставанием от намеченных сроков. То есть планируемая экономия запаздывает...


Повышать, но медленно


Председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович занял компромиссную позицию: «Я думаю, что истина где–то посередине. Конечно, надо снижать издержки. Но и без изменения тарифов, наверное, сейчас не обойтись».


Президент согласился: «Мы, конечно же, не должны развалить энергетику». По его словам, раньше государство практиковало перекрестное субсидирование: часть расходов населения перекладывалась на промышленность. Сейчас, если продолжить делать то же самое, «промышленность может остановиться, зарплаты перестанут выплачиваться». То есть перекладывать убытки больше некуда. Но надо, считает Президент, учитывать и другое: кризис отразился на доходах населения, заплатить сразу столько, сколько нужно Минэнерго, люди не смогут. «У нас не так быстро растут пенсии и зарплаты, чтобы быстро повышать тарифы», — сказал Александр Лукашенко. Он добавил: увеличивать стоимость газа и энергии нужно не разово, а постепенно. «Может, каждый месяц понемногу, по доллару, добавлять, — предложил вариант Президент. — И не на 10 долларов увеличивать тарифы, а, скажем, на 7».


Поручение министру энергетики: представить детальное, «до копейки» обоснование увеличения. «И думаю, что до конца рождественских праздников нам пока не стоит трогать тарифы», — считает Президент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter