Каковы перспективы использования электроэнергии в разных сегментах экономики и что мы имеем сегодня?

Энергия с положительным зарядом

Плюс 5,5 процента за прошлый год: с вводом БелАЭС в стране растет энергопотребление. Участники круглого стола обсудили перспективы использования электроэнергии в разных сегментах экономики

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент обозначил приоритеты развития страны по ключевым сферам. Говоря о вопросах развития энергетики и роли БелАЭС в укреплении энергетической безопасности страны, Глава государства отметил: благодаря БелАЭС экономятся большие деньги. Ранее Александр Лукашенко подчеркивал, что при грамотном подходе страна сможет использовать всю электро­энергию, вырабатываемую нашей станцией: «Если мы разумно развернемся, то нам еще мало будет этой электроэнергии. Это суперчистый источник энергии, он нужен везде и во всем: начиная от жилья до промышленности и самой атомной станции».

ФОТО АЛЕКСЕЯ БИБИКОВА

Каковы перспективы использования электроэнергии в разных сегментах экономики и что мы имеем сегодня? Этим вопросам был посвящен круглый стол, который прошел в ИД «Беларусь сегодня».

В круглом столе приняли участие: начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрей Гладкий, заместитель начальника управления инвестиций и энергоресурсов Министерства промышленности Юрий Королькевич, заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики — начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Авраменко, директор Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Алексей Дербин, начальник управления стратегического развития ГПО «Белэнерго» Андрей Негодько, заместитель начальника управления сбыта энергии ГПО «Белэнерго» Сергей Зуев. 

Промышленность — лидер электропотребления

«Р.»: 2 июня Белорусской АЭС выдана лицензия на эксплуатацию первого энергоблока. Тем самым из страны-новичка мы превратились в страну, эксплуатирующую свою электростанцию. Какое количество электроэнергии уже выработано БелАЭС и сколько будет, когда она заработает в полную силу?

Во время круглого стола.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА

А. ДЕРБИН: С момента включения первого блока БелАЭС в объединенную энергосистему, это 3 ноября 2020 года, выработано 8,2 млрд кВт·ч электроэнергии. Это позволило заместить для экономики страны более 2 млрд куб. м природного газа. С запуском второго энергоблока объем годовой выработки составит 18,5 миллиарда кВт·ч, или 40 процентов от всей производимой электроэнергии в стране. Объем замещения природного газа вырастет до 4,5 миллиарда кубических метров в год.

«Р.»: Отмечалось, что энергопотребление активно растет. Каковы прогнозы и кто на сегодня основной потребитель? Будет ли эта расстановка сил меняться в перспективе?

С. ЗУЕВ: Это действительно так. За 2021 год полезный отпуск электрической энергии от источников ГПО «Белэнерго» потребителям страны составил более 30,5 миллиарда кВт·ч, что на 5,5 процента больше, чем за 2020-й. Если разбить на сегменты, наибольший рост электропотребления произошел по промышленным потребителям — на 6,8 процента, за ними идут непромышленные потребители — 5,2 процента, далее — население — на 3,9 процента, транспорт — 2,9 процента и сельхозпотребители — на 1,4 процента. 

Если говорить в абсолютных цифрах, лидирующие позиции по электропотреблению от источников ГПО «Белэнерго» за 2021 год занимают промышленные потребители — это почти 60 процентов от общего потребления, второе место в этом списке у населения, которое потребляет 23,3 процента электроэнергии, третье — у непромышленных потребителей — 14,5 процента. Список замыкают сельхозпотребители, у которых 4,7 процента, а также транспортный сегмент, где у железнодорожного транспорта 1,7 процента, а у городского — 0,9 процента. С большой вероятностью эти же тенденции сохранятся на ближайшую перспективу. 

«Р.»: Успевают ли за ростом энергопотребления электросети? 

А. НЕГОДЬКО: Многое в части модернизации электросетей уже сделано и делается ежегодно, но многое еще предстоит. Основные потребности в модернизации связаны с интересом граждан по использованию электрической энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи в частных жилых домах. Этот интерес возник в начале 2019 года, когда был установлен стимулирующий тариф на электрическую энергию, а с принятием в 2020 году Указа Президента от 14 апреля 2020 г. № 127 «О возмещении расходов на электроснабжение эксплуатируемого жилищного фонда» он усилился. В первую очередь речь идет о тех районах, где используются местные виды топлива — дрова, торф и нет возможности подвести газ. Не всякому, особенно пожилому гражданину, удобно топить дровами — это большие трудозатраты. Хотя на сегодня это один из самых недорогих видов топлива. 

С января 2019-го по декабрь 2021 года в энергоснабжающие организации обратилось более 55 тысяч граждан за получением технических условий на присоединение электроустановок индивидуальных жилых домов. Из них более 44 тысяч такую возможность получили. Оставшимся было отказано по причине отсутствия технической возможности. По пяти запросам решения о выдаче технических условий принимались в 2022 году. Фактически за этот период к электрическим сетям подключилось около 20 тысяч жилых домов. По остальным идут проектные и строительно-монтажные работы. Сейчас мы активно опрашиваем граждан, чтобы понимать их потребности и знать, куда двигаться дальше.

С момента включения первого блока БелАЭС в объединенную энергосистему, это 3 ноября 2020 года, выработано 8,2 млрд кВт·ч электроэнергии
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

«Р.»: Как идет модернизация электросетей и каковы планы на будущее?

А. НЕГОДЬКО: Общая протяженность распределительных сетей в нашей стране превышает 200 тысяч километров. Они постоянно реконструируются, строятся новые. Однако большинство из них было создано еще в советское время и под другие потребности — преимущественно для использования гражданами бытового оборудования. Сегодня эти потребности изменились — растет спрос на использование электроэнергии для целей отопления и горячего водоснабжения. При этом потреб­ляемая мощность под эти нужды увеличивается в два и более раз.

С учетом имеющихся резервов мощности мы имеем возможность удовлетворить около 80 процентов запросов граждан. Остальные 20 процентов включаются в перспективные планы реконструкции электросетей, утвержденные энергоснабжающими организациями совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом. В целом ежегодно у нас в стране возводится и реконструируется от 1700 до 1800 километров электросетей мощностью 0,4—10 кВ. В планах с 2021 по 2025 годы выполнить реконструкцию около 12 тысяч километров таких электрических сетей. На финансирование работ планируется направить около 1,5 миллиарда рублей, из которых около 1 миллиарда — за счет средств энергоснабжающих организаций, остальное — бюджетные средства. 

В планах с 2021 по 2025 годы выполнить реконструкцию около 12 тысяч километров таких электрических сетей.


Кто в электродоме живет?

«Р.»: Продолжим тему электрожилья, но уже многоэтажного. Знаю, что во многих регионах страны появились и успешно эксплуатируются такие дома. Как они себя зарекомендовали и каковы планы на ближайшее будущее?

А. АВРАМЕНКО: Многоквартирные электродома начали строиться в Беларуси четыре года назад. В 2018-м введено в эксплуатацию 6000 квадратных метров. Притом что в год строится до 4 миллионов квадратных метров жилья. В 2019‑м цифра выросла до 8,8 тысячи квадратных метров. А в 2020 году введено в эксплуатацию уже 62 тысячи квадратных метров многоквартирных электродомов. Дальше — больше. В прошлом году при задании в 172,4 тысячи построено 285,5 тысячи квадратных метров (из них 110,6 тысячи квадратных метров — многоквартирных и 174,9 тысячи квадратных метров — индивидуальных). В планах на 2022-й — 215,3 тысячи квадратных метров. И мы также ожидаем, что план будет перевыполнен. За пятилетку мы намереваемся построить около 2 миллионов квадратных метров электродомов.

В прошлом году при задании в 172,4 тыс. построено 285,5 тыс. кв. м многоквартирных электродомов
Фото из архива SB.BY

Разработаны типовые проекты под все виды таких домов. Электроотопление в них может быть поквартирным, домовым централизованным, групповым — на группу многоквартирных домов. То, каким будет проект в том или ином случае, определяется индивидуально и в зависимости от ситуации. 

«Р.»: В чем плюсы такого жилья? И есть ли запасной вариант обогрева в случае каких-то форсмажоров?

А. АВРАМЕНКО: В 2020 году в Могилеве по улице Воровского введен в эксплуатацию трехэтажный электродом на 24 квартиры. Проектировало его ОАО «Могилевгражданпроект». Этот электродом принципиально отличается от тех, что подключены к централизованной системе: к нему подведена только холодная вода. Отопление и горячее водоснабжение предусмотрены поквартирно. В комнатах вместо батарей стоят современные кварцево-оливиновые электрообогреватели белорусского производства, сделанные из инновационных материалов и по передовым технологиям, а в санузле или на кухне — электроводонагреватели. Большой плюс, особенно в периоды межсезонья, когда идут отключения батарей в традиционном жилье, согласитесь. Здесь каждый житель может регулировать градус тепла под себя. Учет электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения ведется по отдельному счетчику. Еще один предусмотрен для того, чтобы учитывать потребление электричества бытовыми электроприборами. Контроль и учет осуществляются автоматически, сразу с выводом информации в организации энерго­снабжения. 

На случай форсмажорной ситуации дом подключен к двум различным трансформаторным подстанциям. Когда одна перестает работать, автоматически подключается вторая. 

«Р.»: Помимо круглогодичного комфортного режима, какие еще плюсы имеются у электродомов?

А. АВРАМЕНКО: Гарантировано, что электродома полностью безопасны для проживания, все выполнено с заземлением. Кроме того, установлены специальные автоматические устройства на случай короткого замыкания — они сработают и отключат все электричество. В местах общего пользования установлены автоматические энергосберегающие светильники, есть система видеонаблюдения за придомовой территорией.

Фото из архива SB.BY

«Р.»: Какова география строительства электрожилья на перспективу? Например, в Минске строится всего один электродом... 

А. АВРАМЕНКО: И это логично. Не потому, что мы не хотим строить в столице, а потому, что здесь наиболее развита централизованная система отопления и горячего водоснабжения. Нецелесообразно и финансово затратно проводить еще и электросети. Поэтому строим больше там, где такой инфраструктуры нет. В этом году больше всего электродомов появится в Могилевской (более 60 тысяч квадратных метров) и Минской (55 тысяч квадратных метров) областях.

По пути модернизации

«Р.»: Как уже говорилось, основной потребитель электроэнергии — это промышленный сектор экономики, наши предприятия-гиганты. Как реализуются новые подходы к электропотреблению? 

Ю. КОРОЛЬКЕВИЧ: Это действительно так. Только за минувший год организациями Минпрома потреблено более 3,5 миллиарда кВт·ч электроэнергии. В числе самых энергоемких — Белорусский металлургический завод. На его долю приходится более 56 процентов потребляемой электроэнергии от всей системы Минпрома. За ним идут Минский тракторный завод — 7,4 процента, Минский автомобильный завод — 5,1 процента, Белорусский автомобильный завод — 2,3 процента и «Гомсельмаш» — 1,7 процента. 

Постановлением Совета Министров № 169 утвержден межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года. В его рамках организациями Минпрома реализуется семь инвестиционных проектов и мероприятий, направленных на увеличение использования электрической энергии. В их числе организация кольцераскатного производства (производство ободьев колес для БЕЛАЗа) на Заводе приборов автоматического контроля в Орше. Здесь ежегодное увеличение электропотребления составило более 30 миллионов кВт·ч. Организация высокоточного высокопрочного чугунного литья в филиале Минского моторного завода в Столбцах повысила электропотребление на 7 миллионов кВт·ч в год. Техническое перевооружение Минского тракторного завода увеличило электропотребление на 39 миллионов кВт·ч в год. Повышение этого же показателя на Белорусском металлургическом заводе за счет производительности внепечной обработки стали составило 113 миллионов кВт·ч в год. И этот список можно продолжать. 

Суммарный эффект от реализации всех инвестпроектов составил 0,23 миллиарда кВт·ч дополнительного электропотребления. Проанализировав ситуацию, прогнозируем, что по итогам 2025 года выйдем на потребление 4 миллиардов кВт·ч в год. 

«Р.»: Как удается совмещать в некотором смысле два противоречивых показателя — с одной стороны, увеличение электропотребления, а с другой — подходы по энергоэффективности?

Ю. КОРОЛЬКЕВИЧ: Увеличение электропотребления связано прежде всего со строительством новых, более мощных производств, цехов. При модернизации действующих производств, которая проходит в рамках инвестпроектов, оборудование заменяется более новыми, современными и энергоэффективными аналогами. 

Более 50 процентов электротранспорта — на экспорт 

«Р.»: Сегодня немало предприятий сделали выбор в пользу создания электротранспорта. Как в этой части развивается оте­чественное большое автомобилестроение? 

Ю. КОРОЛЬКЕВИЧ: В стране реализуется Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Министерство промышленности совместно с Национальной академией наук выступают заказчиками ее подпрограммы «Производственно-техническая база электротранспорта». Только за прошлый год предприятиями Минпрома проделана значительная работа в этом направлении. Так, Минский автомобильный завод и управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» произвели и реализовали свыше 380 единиц наземного пассажирского электротранспорта, в том числе более 180 электробусов и около 200 троллейбусов. Также Минпром курирует реализацию проекта будущего «Национальный электротранспорт», в рамках которого на Белорусском автомобильном заводе в Жодино разработаны и изготовлены опытные образцы карьерного самосвала грузоподъемностью 90 тонн на аккумуляторных батареях. Минским автомобильным заводом разработан и изготовлен экспериментальный образец электрогрузовика грузоподъемностью до 4 тонн.

В стране реализуется Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы.
Фото из архива SB.BY

РУП «Белоруснефть» установлены более 500 единиц электрозарядных станций производства открытого акционерного общества «Витязь». Эта работа, безу­словно, способствует росту потребления электрической энергии в стране.

Можно сказать, что в рамках нового электронаправления задействован не только весь автопром, но и ряд предприятий, выпускающих сопутствующие товары. Например, ОАО «Измеритель» в Новополоцке организовало производство электрооборудования и делает поставки на МАЗ и БЕЛАЗ. 

«Р.»: Сегодня мы не только создаем большой электротранспорт, но и активно эксплуатируем электробусы, троллейбусы в городской среде. Как меняется облик городов? Какие существуют проблемы в этой сфере?

А. ГЛАДКИЙ: Коллеги озвучили данные по электропотреблению в транспортной сфере. Пока на общем фоне это небольшой процент, но мы над этим работаем. До 2025 года перед нами стоит задача процент электрифицированного подвижного состава довести до 30 процентов. Сегодня это 27,6 процента. 

В рамках программы «Транспортный комплекс» до 2025 года заложен ряд мероприятий, направленных на развитие электросегмента. В целом речь идет об электрификации, закупке соответствующего подвижного состава. В 2021-м, в частности, было увеличено количество электрифицированных путей железнодорожного транспорта за счет участка до Калинковичей. И работа будет продолжаться. Также есть планы по дальнейшему строительству третьей линии метрополитена. Здесь тоже существенный резерв для электропотребления. 

Что касается другого городского электротранспорта, в прошлом году для нужд транспортных организаций страны изготовлена и поставлена 181 единица: 163 троллейбуса и 18 электробусов. То есть значительная доля продукции наших предприятий идет на экспорт. Факт, без сомнения, радостный, но хотелось бы более активно обновлять парк внутри страны. 

Тенденция в сфере городского транспорта сегодня такова, что необходимо использовать контактные сети троллейбусов и трамваев, которые имеются. То есть мы можем расширять электропарк в основном за счет электробусов и троллейбусов, которые движутся на автономном ходу. Еще одна проблема заключается в том, что техника закупается за счет средств бюджета — у организаций транспорта общего пользования на эти цели собственных средств недостаточно. Наиболее активно обновляется парк Минска. Хотелось бы, чтобы более активными темпами эти процессы шли и в регионах. Необходимо совместно с коллегами из других ведомств искать те финансовые механизмы, которые бы этому способствовали. 

На сегодня есть еще несколько проблемных вопросов для эксплуатирующих транспортных организаций. В частности, по скорости зарядки и длительности работы батарей. Продолжительность маршрутов разная, и не всегда достаточно разово зарядить электробус в депо, где расположены электрозарядные станции. Это нужно усовершенствовать. Есть и другая проблема на перспективу — утилизация аккумуляторных батарей. Думать над этим надо уже сегодня. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter