О путях расширения сотрудничества Беларуси и России в энергетике, экономике и экологии шла речь в Минске на XXV Белорусском энергетическом и экологическом форуме. Программа форума включала проведение нескольких тематических выставок и Белорусского энергетического и экологического конгресса, а само событие совпало с юбилеем — 90‑летием национальной энергосистемы. Она сегодня переживает знаковую трансформацию в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, построенной по российскому проекту и с участием российских специалистов. Первый энергоблок уже подключен к сети, ввод в эксплуатацию второго запланирован на 2022 год.
По мнению заместителя Госсекретаря Союзного государства Алексея Кубрина, БелАЭС в перспективе сможет, в частности, обеспечить работу высокоскоростной железнодорожной магистрали из Санкт‑Петербурга в Минск и далее через Варшаву на Гамбург. Данный проект вот уже несколько лет обсуждается в рамках Союзного государства.
— Если мы этот проект реализуем на территории Беларуси и России, то получаем прямой выход в Западную Европу и фактически создаем дополнительные возможности по притоку товаров из Юго‑Восточной Азии в Западную Европу и обратно, — напомнил Алексей Кубрин. — Именно БелАЭС может выступить тем энергетическим потенциалом, обеспечивающим функционирование высокоскоростной магистрали, которая потребляет много энергии.
Заместитель Госсекретаря также обратил внимание на то, что весь мир говорит о необходимости перехода с углеводородного транспорта на электрический. Полученный благодаря развитию сотрудничества двух стран в области ядерной энергетики резерв позволит Беларуси и России реализовывать новые амбициозные проекты. Кстати, концепция высокоскоростной магистрали из Санкт‑Петербурга в Гамбург соответствует более глобальной концепции выделенного высокоскоростного железнодорожного коридора «Евразия», соединяющего Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу и Германию.
Еще одна перспективная для Союзного государства тема — перевод городского пассажирского транспорта на электричество. Планы Беларуси на этот счет озвучил председатель Госкомитета по науке и технологиям Александр Шумилин:
— В нашей стране недавно принята госпрограмма по развитию электротранспорта. Мы ставим амбициозную задачу — к 2025 году 45 процентов пассажирского транспорта в городах перевести на электричество. Это невозможно сделать без новых материалов, технологий, накопителей энергии, которые сегодня разрабатываются и создаются.
Минск и Москва активно сотрудничают в этом направлении. Только холдинг «Белкоммунмаш» к настоящему моменту поставил в Россию более 2400 единиц инновационной техники. В августе в рамках подписанного лицензионного соглашения по сборке троллейбусов в Нижний Новгород прибыли первые образцы модели 32100D с увеличенным автономным ходом до 20 километров. В Йошкар‑Оле в сентябре состоялось торжественное вручение ключей от десяти новых троллейбусов модели SYABAR 321. Это одна из самых крупных поставок данной техники в истории обновления транспорта этого российского региона. А на Белорусском энергетическом и экологическом форуме пассажирскую «электрическую» новинку представил Минский автомобильный завод. Электробус МАЗ 303Е10 имеет функцию ночной зарядки, позволяющую за четыре часа полностью зарядить батареи и обеспечить работу машины на всю рабочую смену.
— Расчетный запас хода электробуса составляет 300 километров, — рассказали на предприятии.
Обсуждались также проблемы энергетики и рационального энергосбережения, геологии, охраны окружающей среды, экологической безопасности. Свои достижения представили около 200 компаний и организаций из семи стран, в том числе известные бренды мирового масштаба — «Росатом» и «Таврида Электрик» из России.
nesterov@sb.by
У Беларуси и России много совместных планов, завязанных на энергетике
Энергия общего дела
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.