Энергия на колесах

РБ и РФ могут создать первую передвижную АЭС за 5—7 лет

Первая передвижная атомная станция может быть создана Беларусью и Россией за 57 лет

Одно из направлений инновационных разработок в области ядерной энергетики — проектирование атомных станций (АС) малой мощности. Такие АС используются для производства электроэнергии и тепла, а также для опреснения морской воды. Белорусские и российские ученые решили пойти дальше, предоставив энергии атома возможность передвигаться. Идея нашла воплощение в проекте по созданию транспортабельной АС. Подробнее о том, на каком этапе сегодня находится разработка станции, где она будет задействована и в чем здесь выгода Беларуси, корреспонденту БЕЛТА рассказал заведующий лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований — Сосны Национальной академии наук Беларуси Святослав Сикорин (на снимке).

— Насколько популярна в мире идея транспортабельной АС?

— Ученые разных стран начали интересоваться возможностью создания такой АС довольно давно. Но поскольку передвижная АС — самая сложная установка из ядерных, то в свое время ее разработкой могли заниматься только две страны, имевшие высокий уровень науки и достаточно возможностей, — СССР и США. Уже в 1950—1980-х годах эти государства создавали прототипы транспортабельных ядерных энергетических установок малой мощности (ЯЭУ ММ), так называемых передвижных АЭС. Опытными образцами стали разработанные советскими учеными ТЭС-3 на гусеничном ходу и «Памир-630Д» — на колесном. В США были созданы мобильные атомные электростанции армейского назначения, в том числе наземная АЭС ML-1 и плавучая АЭС Sturgis, проработавшая более десяти лет.

Дальнейшему развитию этого направления помешал ряд событий, одним из которых стал взрыв на Чернобыльской АЭС, породивший длительную антипатию к ядерной энергетике.

В настоящее время развитию ЯЭУ ММ, в том числе и транспортабельных, уделяется значительное внимание в международных ядерных энергетических программах.

Более 50 проектов ядерных энергетических установок малой мощности, заявленных мировыми разработчиками атомной энергетики, зарегистрировано в МАГАТЭ. В их числе — будущая белорусско-российская транспортабельная ядерная установка. Ряд американских, корейских и японских проектов ЯЭУ ММ уже находятся в стадии создания пилотных образцов.

— Что сегодня делается для создания белорусско-российской передвижной АС? Как она будет выглядеть и где изготавливаться?

— В настоящее время проводятся подготовительные работы, которые выполняем мы и наши российские коллеги — ведущие организации «Росатома». Заказчиком-координатором проекта будет «Росатом». Планируется разработка соответствующей программы Союзного государства, а также самой ядерной установки. Если использовать имеющийся научно-технический задел России и Беларуси, при надлежащем финансировании работ передвижная АС может быть создана за пять—семь лет. При этом она может стать первой современной действующей транспортабельной установкой такого рода и будет находиться в совместной собственности Беларуси и России.

Передвижная ЯЭУ ММ расположится на базе колесного шасси Минского завода колесных тягачей и полуприцепа грузоподъемностью 60—70 т. Ее электрическая мощность составит около 1 МВт, а мощность теплоснабжения — 1,2 Гкал в час.

Одно из преимуществ транспортабельной ЯЭУ ММ — короткие сроки изготовления в заводских условиях. Установка функционирует 20—25 лет. Все это время она способна работать без перегрузки топлива. Срок окупаемости транспортабельной ЯЭУ ММ — около девяти лет.

— На первом месте в транспортабельной АС — мобильность. Не пострадают ли при этом другие качества станции, в первую очередь безопасность?

— К транспортабельным атомным станциям у ученых достаточно жесткие требования. Это не только компактность, надежность и апробированность технологии, но и высокий уровень безопасности и экологичности, позволяющий без риска приблизить ЯЭУ ММ к потребителям.

— А что можно сказать о стоимости самой станции и энергии, которую она будет вырабатывать? Будет ли передвижная АС выгоднее традиционных станций на мазуте и угле?

— Говорить о какой-то конкретной сумме еще рано. Могу только отметить, что транспортабельная ядерная установка будет стоить гораздо дешевле любой стационарной АЭС, несмотря на то что ее разработка значительно сложнее с научной и технической точек зрения. Строиться передвижная установка будет на белорусско-российские деньги.

Что касается электроэнергии, то она будет не дешевле, чем на стационарных станциях, а даже дороже, если брать, к примеру, Беларусь. Но в труднодоступных районах, например России, электроэнергия передвижной АС будет гораздо дешевле вырабатываемой на дизельных и прочих станциях. Ведь их нужно не только завезти на место, но и решить вопрос с бесперебойной доставкой топлива, а также массу других проблем.

— Какие еще страны, помимо России, заинтересованы в появлении у себя передвижных атомных установок?

— Потенциальных покупателей у совместной разработки хватает уже сейчас, ведь в настоящее время такой установки нет ни у кого в мире. Передвижной ЯЭУ ММ интересуется целый ряд стран — от Африки до Азии.

Кстати, американцы сегодня также вплотную занялись созданием передвижной ядерной установки, поэтому в наших интересах построить транспортабельную АС быстрее США.

— Какие перспективы открывает для белорусских ученых участие в разработке передвижной ядерной установки?

— Во-первых, после создания пилотного образца транспортабельной АС мы планируем и дальше участвовать в совместном производстве таких станций. Кроме того, мы будем уже знать, как разрабатывать атомную станцию малой мощности, а значит, в будущем сможем участвовать и в разработке стандартных АЭС.

Во-вторых, сложно оценить качество атомной станции, например, той, которую тебе продают, если ты сам не занимаешься разработкой ядерных установок.

В-третьих, если мы займемся разработкой передвижной станции, это активизирует всю настоящую деятельность в области ядерной энергетики.

— Реализацией каких еще перспективных направлений занят в настоящее время институт?

— Наверное, одним из наиболее значимых достижений института за последнее время можно назвать создание совместно с российскими учеными принципиально нового низкообогащенного ядерного топлива. Такого топлива на данный момент нет больше ни у кого в мире! Оно может быть использовано для передвижной АС или в исследовательском реакторе.

Разработка этого продукта не только имеет большое значение для Беларуси, она затрагивает интересы ученых-ядерщиков всего мира. Дело в том, что сегодня научное сообщество многих стран решает вопрос о переводе исследовательских реакторов с высокообогащенного урана на низкообогащенный. Это делается для того, чтобы террористы не смогли создать ядерную бомбу, используя высокообогащенный уран. Кроме задач, связанных с передвижной станцией, исследовательским реактором, у нас есть интерес к сотрудничеству с Россией по космической ядерной установке. Энергетика в космосе — это важнейший вопрос, ведь сейчас практически достигнут предельный уровень возможностей по получению электроэнергии с использованием солнечных батарей. Нужно переходить на другие источники. В этом году в России начата разработка энергетического блока космического базирования. Россияне собираются построить наземный прототип такого блока для проведения испытаний. При этом эксперименты по обоснованию технических решений, закладываемых в конструкцию такого реактора, можно проводить у нас на критическом стенде «Гиацинт».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter