Энергия истинного суверенитета

Президент поставил задачу разработать комплексную программу обеспечения энергетической безопасности страны
Президент поставил задачу разработать комплексную программу обеспечения энергетической безопасности страны

Это итог обсуждения одного из трех вопросов, стоявших вчера в повестке дня очередного заседания Совета Безопасности. Помимо энергетической проблематики, члены Совета под председательством Президента рассмотрели вопросы перспектив развития взаимоотношений страны с Международным агентством по атомной энергетике и НАТО.

Необходимость глубокого анализа системы ресурсо– и энергообеспечения возникла не вдруг. На государственном уровне работа в этой сфере идет постоянно, и ее результат виден на стабильно работающих предприятиях и ощущается в тепле квартир. Но Александр Лукашенко назвал по меньшей мере три существенных фактора, учет которых обязывает не только не ослаблять внимание к системе энергообеспечения, но и искать действенные варианты ее усовершенствования. Во–первых, это общемировая тенденция роста стоимости энергоносителей. Во–вторых, растущие потребности в топливе нашей страны. Набирающая все большие обороты экономика требует и большего количества ресурсов. В–третьих, и это, пожалуй, самый неприятный и противоречивый момент, нестабильность отношений с основным поставщиком топлива — «Газпромом».

Природный газ — основной ресурс для производства тепла и электричества в нашей энергосистеме. Он относительно дешев, экологически чист и безопасен. Но наряду с этими неоспоримыми преимуществами имеет один весомый недостаток. Беларусь получает его от одного продавца — российского «Газпрома», и монополист далеко не всегда корректно использует такое свое исключительное положение на рынке. «Нестабильность взаимоотношений с «Газпромом» вызвана политическими причинами, — отметил Президент. — Когда газовый вентиль становится рычагом политического давления на наше государство, это является серьезнейшей угрозой для безопасности и независимости нашей страны».

Исходя из всего сказанного, Президент и ставит задачу выстроить эффективный механизм защиты от неблагоприятных внешних факторов. Важнейшим его элементом должно стать увеличение доли использования местных видов топлива до 25 — 30 процентов. На втором этапе необходимо основательно проработать варианты альтернативных поставщиков топлива из–за пределов страны. Таким образом, если треть энергоресурсов будет своя, треть — газпромовская и треть — других поставщиков, то об энергетической независимости Беларуси можно будет говорить как о факте непреложном, добавить к которому следует лишь рачительное использование ресурсов. Поэтому в качестве еще одной составляющей работы Президент называет обновление основных фондов энергетики. «Если бы у нас было самое современное оборудование, то мы бы использовали топлива значительно меньше и экономия была бы просто колоссальная», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Все высказанные на заседании предложения и поручения будут сведены в единую концепцию энергетической безопасности, а на ее основе будет разработана комплексная государственная программа, которую по значимости можно сравнить с программой возрождения села. Проект документа будет представлен на рассмотрение Президента до 1 июля.

С энергетической тематикой связан и второй обсужденный вопрос. С МАГАТЭ Беларусь сотрудничает не один год. Правда, пока это взаимодействие больше напоминает улицу с односторонним движением. Мы принимаем на себя разные обязательства и дисциплинированно их исполняем. Один лишь отказ от ядерного оружия чего стоит! Счет мог бы идти на миллиарды долларов, но Беларусь отказалась от ядерного вооружения, не получив за это ни копейки. Мы открыты для различных международных инспекций, в компетенцию которых входит контроль за нераспространением ядерного оружия. Тем не менее сегодня встает вопрос о подписании с МАГАТЭ некоторых дополнительных документов, которые сделают нас еще более открытыми для мира. Президент не исключает целесообразности этого шага, но ставит вопрос о том, не пробьет ли этот очередной акт доброй воли брешь в системе защиты наших научных разработок в различных областях? Ведь белорусские ученые не сидят сложа руки и имеют немало идей, продав которые можно получить хорошие деньги. И грош им цена, если будут постоянно находиться под наблюдением различных международных наблюдателей или инспекторов.

Словом, о перспективах развития взаимоотношений с МАГАТЭ нужно еще хорошо подумать. Но то, что оно должно продолжаться, — факт. Ведь не исключено, что если не мы, то наши дети или даже внуки рано или поздно задумаются над строительством в стране атомной электростанции. Да, в памяти еще Чернобыль. Но Беларусь и так со всех сторон окружена атомными станциями: Чернобыль, Игналина, Смоленск. Так что собственная, построенная по современным технологиям станция опасности вряд ли добавит. С другой стороны, решение этого вопроса — дело отдаленной перспективы. Тем не менее, если когда–нибудь страна и подойдет к необходимости строительства АЭС, ее отношения с МАГАТЭ должны быть конструктивными, деловыми, и желательно, чтобы они приносили ощутимые дивиденды.

Готова Беларусь и к сотрудничеству с НАТО, но, подчеркнул Президент, исключительно при соблюдении наших национальных интересов и только на взаимовыгодной и равноправной основе. Кроме того, взаимодействие с Североатлантическим альянсом не должно противоречить нашим обязательствам в рамках союза Беларуси и России, СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности. Но главное — не разрушать основополагающий принцип: белорусы никогда не будут участвовать в боевых операциях за пределами страны. «Мы не можем рисковать жизнями наших людей, посылая их на разные военные авантюры», — подчеркнул Президент. Поэтому вопрос присоединения нашей страны к соглашениям, предполагающим участие военных контингентов в миротворческих мероприятиях и совместных с НАТО учениях, нуждается в дополнительной проработке. Тем более в свете недавних огульных заявлений руководства Соединенных Штатов Америки, которые для Беларуси просто оскорбительны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter