Энергия должна быть чистой

Не первый год идет модернизация энергосистемы страны...

В начале совещания, посвященного работе и развитию энергосистемы, Президент образно назвал эту отрасль «кровеносной системой экономики». А позже, анализируя недостатки в работе, метко уточнил:


— Чтобы она нормально работала, сосуды надо чистить.


Как выяснилось, тромбов в сфере энергетики много.


Изначально Александр Лукашенко обозначил несколько наиболее проблемных мест. На виду то, что несогласованность энергетической политики обостряет противоречия между разными отраслями и регионами. В итоге при мощной централизованной энергосистеме промышленники и коммунальники порой отказываются от ее услуг. Построить собственные независимые мощности оказывается зачастую выгоднее. К компромиссу стороны не стремятся — и традиционные энергопредприятия становятся еще более затратными.


Затраты, к слову, особенно больное место. Президент констатирует, что механизм формирования тарифов запутан и непрозрачен. В том числе и в этом корень негативного отношения к их повышению как со стороны субъектов хозяйствования, так и граждан. Задачу при этом Президент ставит совершенно ясную:


— Рост доходов людей должен опережать рост цен!


Стало «правилом» для Минэнерго доводить задания по энергосбережению более мягкие, чем другим отраслям, и материальной ответственности за их невыполнение нет.


Экспорт. Здесь политика энергетиков и вовсе странная. В прошлом году они увеличили поставки за рубеж вдвое. Однако экспортная цена не покрывала даже сложившиеся внутри страны затраты. Ситуация повторяется и в нынешнем году. Продажи идут по еще более низким ценам, и Президент задает резонный вопрос:


— Это разве бизнес?


Не первый год идет модернизация энергосистемы страны по рассчитанной до 2020 года концепции энергетической безопасности. Инвестпроекты — довольно капиталоемкие. За последние 6 лет в них вложено почти 7 млрд. долларов. С умом ли вложено? Недостатков, констатирует Президент, и здесь хоть отбавляй:


— Сплошь и рядом непродуманные решения. Завышение стоимости проектных работ. Заключение договоров с потенциальными банкротами и посредническими компаниями. Покупка некачественного, а зачастую и контрафактного оборудования. Срыв сроков реализации, убытки.


Нет порядка в сфере проведения государственных закупок. А она, обращает внимание Александр Лукашенко, весьма специфичная:


— Именно здесь зачастую выявляются факты воровства, «откатов», коррупции, да и элементарное разгильдяйство.


Обобщение для руководства отрасли прозвучало нерадостное. Профессионализм кадров явно не на высоте. Министр энергетики Александр Озерец начал было докладывать о достижениях в модернизации подчиненной ему системы. Однако Президент прервал: это не заслуга министерства. Соответствующие решения принимались на более высоком уровне. Под них выделялось государственное финансирование. А вот организация работы в министерском звене некудышная. Что подтверждено и другими выступающими. Выводы Председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона созвучны с президентскими. В энергетике недостаточно эффективна система управления, несовершенна тарифная политика (методология расчетов не менялась с 1990–х годов), ряд важных прогнозных показателей не выполняется, срывается ввод новых мощностей.


Некоторые примеры просто вопиют. Как с модернизацией Березовской ГРЭС. Контракт на поставку оборудования заключен с сомнительной структурой. Ей перечислены немалые деньги. В итоге — ни оборудования, ни денег, хотя по плану все работы должны быть завершены еще в 2010 году. На любопытный момент обратил внимание председатель КГБ Валерий Вакульчик. «Брестэнерго» изначально выступало против такого партнерства. Но эти доводы мало того что не были приняты во внимание, так руководителя областного предприятия в приказном порядке Минэнерго обязало подписать соответствующие документы. В итоге, констатировал Валерий Вакульчик, потери из–за затягивания проекта вместе с упущенной выгодой оцениваются по меньшей мере в 70 млн. долларов. Окончательная оценка этим фактам будет дана уже в контексте возбужденного уголовного дела. Здесь Президент потребовал исключительной принципиальности.


Еще пример — Минская ТЭЦ–5. Не так давно ее реконструированная часть была сдана и торжественно открыта. А еще спустя некоторое время на станции произошла авария. Это к вопросу контроля качества проведенных работ. Звучали на совещании и другие неприглядные примеры. Глава Администрации Президента Андрей Кобяков обратил внимание на растущий избыток незадействованных мощностей. Причем не только низкоэффективные старые, чем стремятся оправдаться энергетики. Порой и новые объекты работают с загрузкой едва на четверть–треть. Обратил внимание Андрей Кобяков и на некоторое лукавство в отчетах. Энергетики говорят, что затягивание проектов не влечет увеличения сметной стоимости. И это так. Но она фиксируется в ценах, например, 1991 года. Такая методика. А пересчитывается по индексам года, когда работы выполняются. Для 2010 и 2012 года это совсем разные суммы. Вот и получается: смета неизменна, а реальные затраты растут...


Словом, почва для кардинальных выводов даже перезрела. Президент подытожил:


— Работой этого сектора экономики я категорически недоволен.


Александр Лукашенко напомнил в своем предупреждении, данном некоторое время назад:


— Буду посещать объекты только тогда, когда будут вводиться новые мощности. Но «впереди паровоза» бежать не буду. Буду контролировать как Президент, давать оценку кадрам и, если надо, менять эти кадры... Видимо, настало время тщательно посмотреть в комплексе на Министерство энергетики и принять решения и кадровые, и организационные, и систему управления посмотреть.


Предложения по кадрам должны быть внесены до конца недели. Одновременно надлежит сформировать группу специалистов, которые капитально изучат состояние дел в энергетике в целом. Они должны дать ясную картину. В том числе и относительно тарифов. Соответствующие предложения необходимо внести до конца месяца, с тем чтобы уже в этом году ситуацию в отрасли исправить и навести в ней полный порядок. И совет Президента областным структурам:


— До проверки сделайте так, чтобы к вам не было никаких вопросов. Ладно с министерством — мы с ними разберемся, причем в ближайшее время. Пощады никому не будет. Но смотрите, чтобы и вы не пошли следом за теми, кто давал команды заключать договоры и наносить ущерб в непоправимом и огромном размере для государства... Вопрос не «кровожадности» Президента. Но я вам не позволю так работать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter