Зарядка электрокаров станет платной: как это повлияет на развитие рынка электромобилей

Энергия для разгона

Новость о возможном введении уже во втором квартале тарифов на заправках «Белоруснефть» для подзарядки электромобилей особого резонанса не имела: таких машин в стране всего пару сотен. Наверное, вскоре их станет больше — недавно вступил в действие указ № 273 Президента «О стимулировании использования электромобилей». Между тем возникает вопрос: стоит ли делать зарядку платной, когда рынок электрокаров находится еще в зачаточном состоянии? Корреспондент «Рэспублікі» попробовал разобраться, как может сказаться этот шаг на популярности личного электротранспорта. 

Ожидается, что цена зарядки электрокара будет варьироваться в пределах 0,3 рубля за 1 кВт.ч. Несложно подсчитать: при расходе 18 квт на 100 км затраты составят 5 рублей 40 копеек.
Фото Артура ПРУПАСА

Выгоднее, чем обычное авто?

Для владельцев электротранспорта указ предусматривает такие преференции, как освобождение от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Экономия на дорожном сборе — 6 базовых величин, или 153 рубля в год.

Фото Виталия Пивоварчика
Отсутствие тарифов на подзарядку также является преференцией. Но во втором квартале может перестать таковой быть. По информации компании «Белоруснефть», тарифы вводятся для того, чтобы компенсировать издержки на содержание ЭЗС: 

— Самая затратная часть — это стоимость электроэнергии, используемой электрозарядными станциями. По действующему тарифу, установленному МАРТ, она составляет 0,1429 рубля за 1 кВт.ч без НДС, — прокомментировали представители компании. — Дальше идет амортизация оборудования: его стоимость в зависимости от типа и мощности варьируется от 4 до 150 тысяч рублей. Еще одна статья — компенсация расходов на реконструкцию сетей для подключения зарядной станции. В зависимости от места размещения они составляют от 10 до 100 тысяч рублей. 

Кроме того, при формировании тарифа на оказание услуги по электрозарядке на ЭЗС «Белоруснефть» будут учитываться затраты на техническое обслуживание оборудования и программного обеспечения, арендная плата, затраты на страхование и прочие расходы, связанные с оказанием этой услуги. В первом полугодии 2019 года объединение «Белоруснефть» вводить плату за услуги по зарядке электромобилей не планирует. 

Сейчас в сети электрозарядных станций под брендом «Белоруснефть» 84 ЭЗС. В этом году планируется установить еще 166 станций. Новые зарядки будут появляться преимущественно рядом со спортивными объектами, торговыми центрами, гостиницами, бизнес-центрами, вокзалами, а также на основных автомагистралях страны.

Безусловно, зарядка электрокара будет дешевле, чем заправка обычного авто. Это весомый плюс, солидный аргумент, чтобы пересесть в машины на электротяге. Но если сравнивать и выбирать, надо смотреть и на другие аспекты эксплуатации. А тут не все так однозначно…

Электрокары потребительского класса стоят на порядок дороже традиционных авто.
Фото Александра СТАДУБА

Сборщики спокойны

Возможные следствия того, что зарядка станет платной, председатель наблюдательного совета белорусской компании, которая собирает такие машины, Алексей Ваганов прокомментировал так:

— Скорее всего, это никак не отразится на наших планах. Мы удовлетворим все заявки. Ориентировочно это 1000—1500 электрокаров в этом году. Работаем и над расширением модельного ряда.


Правда, год назад Алексей Ваганов во время презентации оптимистично заявлял: в Минске к концу 2018 года будет ездить от 300 до 500 таких машин. То, что сегодня их заметно меньше, он объясняет техническими трудностями:

— Все сертификаты на этот автомобиль делаются впервые, имелись небольшие проблемы с гнездами для зарядки, в них не было нужных разъемов. Но стоит отметить, что на данный момент одна модель уже успешно продается, а другая будет производиться со второй половины года в полном объеме.

Глава белорусского Tesla-клуба Артур Туманов также считает, что на продажи появление тарифов никак не повлияет: 

— Сами эти автомобили достаточно дорогие. Они выходят за рамки потребительского сегмента, и их стоит относить к классу люкс. Уверен, покупатели таких авто смогут без проблем заплатить за заправку. Но я думаю, что на популярности электротранспорта в целом это может сказаться отрицательно. Особенно учитывая, что электрокары потребительского класса стоят на порядок дороже своих аналогов с двигателем внутреннего сгорания. 


Не вопрос для разработчиков

Впрочем, на заправке с авто этих именитых марок вскоре будет соседствовать и отечественная техника: в нашей стране разработке электромобилей и электротранспорта уделяется серьезное внимание. Над проектом белорусского электрокара работает коллектив инженеров и ученых Национальной академии наук. Генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко делится мнением по поводу возможного введения тарифов:

— Безусловно, электромобилей в стране мало и они не могут генерировать существенные издержки «Белоруснефти». Но это не может длиться вечно, и тарифы должны быть. Вместе с тем для популяризации электротранспорта они должны оставаться ниже, чем стоимость топлива для традиционных авто. Другое дело — стоит подумать о преференциях, стимулирующих развитие у нас этого вида транспорта. 


В каждой стране к этому вопросу подходят по-разному. Например, в Китае применяются внутренние субсидии, которые позволяют уменьшить стоимость авто для конечного потребителя. Повышенный спрос стимулирует производителей вкладывать больше сил в разработку. 

— Существующая сейчас возможность зарядить свой электрокар бесплатно важна не для разработчика, а для дилеров, которые его импортируют. Нам нужно развивать свои производства. Для этого необходимы иные стимулы. 

Получается, на производителей, разработчиков и дилеров возможное появление тарифа никак не повлияет. Вместе с тем для тех, кто всерьез надумал покупать недорогой электрокар, чтобы сэкономить за счет преференций, этот вопрос может сыграть важную роль. Естественно, не в пользу электротранспорта. 

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter