Доля возобновляемых источников энергии в стране к 2020 году составит 6%

Энергетике к лицу зеленый

Доля возобновляемых источников энергии в стране к 2020 году составит 6%
Переживать за экологию сегодня очень модно. И даже больше, чем личное участие — начать разделять мусор или заменить наконец «лампочку Ильича» на экономичную, — с заботой об окружающей среде ассоциируется развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Мысль проста: ввести в строй пару новых ветряков, солнечных панелей или гидроэлектростанций — значит, снизить на сколько–то килограммов или даже тонн выбросы углекислого газа и уберечь планету от лишнего перегрева. Причем ВИЭ по всему миру становятся все более серьезным инструментом конкуренции: уменьшение стоимости и потребления энергоресурсов позволяет снижать и стоимость самих товаров. Сегодня энергоемкость нашего ВВП ниже в 3,3 раза, чем в 1990–м. С 8,6% до 15,7% выросла доля собственных энергоресурсов в топливно–энергетическом балансе, а на сами ВИЭ по итогам 2016 года придется 5,7%. Прогресс немалый. Но еще больше предстоит сделать, и довести долю ВИЭ к 2020 году до 6% — не самый амбициозный план.


Расслабиться не дадут и соседи, с чьими товарами приходится конкурировать нашим производителям. Судите сами. В 2014 году показатель энергоемкости внутреннего валового продукта в стране составил 0,19 тонны нефтяного эквивалента на 1.000 долларов ВВП, тогда как средняя цифра по ЕС — 0,13 тонны, а в сопоставимой по населению и климату, а значит, и длине отопительного сезона Швеции — вовсе 0,11 тонны. Стало быть, в сравнении с последней, уточняют специалисты, мы теряем на каждых 1.000 долларов ВВП долларов 40 — 50, а это сразу ведет к удорожанию товара и снижению его конкурентоспособности на внешних рынках. Тот самый случай, когда деньги буквально вылетают в трубу. Дымовую. А ведь выбросы от производств и питающих их электростанций — еще одна лакмусовая бумажка современной экономики, старающейся быть все более зеленой. Важной характеристикой ВВП становится и его углеродоемкость. У нас она составляет 0,41 тонны CO2 на 1.000 долларов ВВП, в среднем по ЕС — 0,2 тонны, в Швеции чуть выше — 0,21 тонны. Нашу планку, по–хорошему, надо бы опустить вдвое, и от этой работы не уйти, если учесть, что в сентябре Беларусь ратифицировала Парижское соглашение по климату. Взяв в том числе обязательство сократить, по сравнению с 1990 годом, выбросы парниковых газов на 28%...

Главная же стратегия самого масштабного в истории климатического соглашения — низкоуглеродное развитие. ВИЭ в эту концепцию укладываются идеально, и свою эффективность у нас они уже доказали. В структуре ГПО «Белэнерго» эксплуатируется 23 гидроэлектростанции суммарной мощностью 26,3 МВт, не так давно открыт ветроэнергетический парк в Новогрудском районе мощностью 9 МВт, в филиале Светлогорской ТЭЦ используется попутный газ, поставляемый газоперерабатывающим заводом. В общем они и ряд других объектов ВИЭ ежегодно замещают сразу 300 млн тонн импортируемого природного газа — одновременно забота и об экологии, и о бюджете. Всего же таких установок по стране, а не только в ведении «Белэнерго», куда больше, в том числе 25 тепловых насосов, более 100 фотоэлектрических станций. Вкупе они могут выработать 1,2 млрд кВт.ч в год. Причем львиная доля, 404,6 млн кВт.ч, приходится на установки с использованием древесного топлива и другой биомассы.

Но если отдельные предприятия уже давно заинтересованы в возобновляемых источниках энергии, то для частных лиц это пока все диковинка. Солнечные панели на крыше коттеджа и тепловой насос во дворе — скорее дорогая игрушка для увлеченного техникой энтузиаста, нежели экономически оправданное мероприятие. Объяснение простое: пока электроэнергия дешевая, для обывателя нет особого смысла вкладываться в недешевые установки ВИЭ, которые окупятся хорошо если за десятилетие. Представьте только: для квартиры со средним электропотреблением нужную мощность дадут несколько солнечных панелей стоимостью около 6.000 долларов. Стоит ли говорить, что этой суммы по нынешним тарифам будет достаточно не только для оплаты света на всю жизнь наперед, но еще, пожалуй, детям и внукам хватит? Единственным, хотя и неприятным стимулом, будет лишь увеличение тарифов. Например, по среднеевропейским расценкам окупаемость ветровой установки там уже не превышает 4 лет, биогазовой — 6,5, солнечных батарей — варьируется в районе 8 — 9 лет. Если мы действительно ратуем за экологию, то рано или поздно о такой арифметике придется задуматься.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 211 (25093). Среда, 2 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter