Чем обеспокоены жители регионов в окрестностях атомных станций Литвы и Беларуси

Энергетика вопросов и ответов

Чем обеспокоены жители регионов в окрестностях атомных станций Литвы и Беларуси?
После аварии на Чернобыльской АЭС прошло 30 лет. Сегодня в мире работают 442 энергоблока. В США — 99, в Японии — 43, в России — 35... Первая АЭС строится в нашей стране. Что беспокоит жителей регионов в окрестностях атомных станций? Ответы пыталась найти в пресс–туре, организованном для журналистов эколого–просветительским учреждением «Белэкопартнерство» при поддержке Минэнерго и Минприроды.


Литва. Игналина. Атомная электростанция действовала здесь 26 лет. В 2001 году по требованию Евросоюза была утверждена программа остановки и дальнейшего вывода ИАЭС из эксплуатации. К сегодняшнему дню ядерное топливо из первого блока уже выгружено.

Признаюсь, ожидала увидеть там негатив по отношению к атомной энергетике, раз запущен процесс закрытия, но в инфоцентре станции встретила яркие детские рисунки с «мирным атомом» — героем сказочных сюжетов. А вот в городе энергетиков Висагинасе — беспокойство о неясном будущем.

На станции работали представители 26 национальностей — 6 тысяч человек. Теперь здесь людей втрое меньше. Одни переквалифицировались и трудятся в отделе по закрытию, другие уехали в Островец, где требуются классные специалисты. Есть такие, кто остался не у дел. Главным образом, те, кому за 50, кто не знает литовского языка. Люди покидают Висагинас — более 10 тысяч человек уехали в поисках лучшей доли. Район депрессивный, и об этом открыто сказал на встрече с белорусскими журналистами в Вильнюсе бывший руководитель Игналинского района, нынче член Европарламента Бронис Ропе.

«Литовская сторона обеспокоена близостью Белорусской АЭС к границе с Литвой», заявил участникам пресс–тура директор департамента по предотвращению загрязнений министерства окружающей среды Литвы Виталиус Ауглис. По его словам, Литва неоднократно задавала Беларуси вопросы, на которые, считает Ауглис, не было дано качественных ответов.

Неужели можно допустить мысль, что пострадавшая во время чернобыльской катастрофы страна позволит ошибки в строительстве своей АЭС?

Позже, в Островце, я поинтересовалась у главного специалиста предприятия «Белнипиэнергопром» кандидата технических наук Андрея Катанаева, правда ли, что наши соседи плохо информированы. Андрей Орионович заверил, что ответы поступили на все вопросы, которые Литва (или литовская общественность, или литовская власть — это уж как вам угодно) задала: «Мне абсолютно непонятны заявления господина Ауглиса о том, что мы реализуем небезопасный и не соответствующий международным требованиям проект. Любой специалист в ядерной энергетике подтвердит, что это безосновательно. Мы стараемся донести всю свою информацию до соседей. Но у процедуры слушаний по оценке воздействия на окружающую среду (слушания проходили в Беларуси и Литве) должны быть временные рамки. Не может она тянуться с 2010 по 2016 год».

Как восприняли масштабную стройку жители Островца и белорусских окрестностей? Начальник отдела информации и общественных связей БелАЭС Эдуард Свирид сказал, что информированность и общественные слушания развеяли многие сомнения. Действительно, все, с кем удалось поговорить в Островце, обеспокоены вопросами житейскими: уживутся ли с новыми соседями — строителями и работниками станции, не придет ли в город криминал?

Главный редактор газеты «Островецкая правда» Нина Рыбик, участвовавшая в пресс–туре, могла бы возглавить отряд противников АЭС, но вместо этого говорит в своих статьях и книгах, что страшнее радиации — страх. Нина с семьей в момент аварии на ЧАЭС жила в Хойниках. Переехала в Островец, обосновалась — и опять «мирный атом» по соседству! Но Нина Рыбик никуда отсюда не уезжает: «После аварии на Фукусиме в Японии появились новые требования по безопасности АЭС. Беларусь все их учла. БелАЭС будет кардинально отличаться от Чернобыльской, а также от Игналинской. Журналист нашей газеты Эдуард Свирид возглавил отдел информации и общественных связей станции, и мы стараемся максимально информировать читателей».

Эксперты МАГАТЭ уже оценили ядерную инфраструктуру нашей страны. 19 апреля Белорусскую АЭС посетил лично генсекретатрь этой организации Юкия Амано. До конца 2018 года МАГАТЭ совершит 7 рабочих миссий в нашу страну. Непосредственно перед запуском первого энергоблока станции намечена еще одна экспертная миссия, которая оценит состояние и уровень безопасности.

Думаю, господин Виталиус Ауглис, высказывавший недовольство отсутствием информации по планам и графикам оценочных визитов миссий МАГАТЭ и SEED, уже в курсе положительного отклика генсекретаря и его заключения, что Беларусь очень ценный партнер для МАГАТЭ.

valentinak3@mail.ru

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter