Опасна ли современная атомная энергетика?

Энергетика будущего. Бояться ли атома?

Опасна ли современная атомная энергетика? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук  профессор Рафаэль АРУТЮНЯН, недавно побывавший в Минске на международном форуме "Атомэкспо Беларусь 2015".



- Насколько велик ущерб, причиненный авариями и катастрофами в предыдущий период развития атомной энергетики?

- Общепринятые представления о том, что аварии на атомных станциях приводят к катастрофическим последствиям для населения и окружающей среды, не имеют реального подтверждения. За всю историю развития атомной энергетики 60 человек подверглись высоким дозам облучения, которые привели к смерти, и меньше 300 человек получили высокие дозы облучения, которые нанесли ущерб их здоровью. Это данные опубликованы в официальных докладах научного комитета по действию атомной радиации при ООН.

- Есть ли у современных АЭС радиационный фон при штатной эксплуатации?

- Собственно говоря, радиационный фон вокруг атомной станции определяется природным фоном, который существует везде, и тем, что, как думают многие, выбрасывает АЭС. Так вот, это широко распространенное заблуждение, что эти выбросы можно зарегистрировать в виде повышения радиационного фона. Выбросы атомных станций во всем мире жестко регламентируются, и они должны быть таковы, чтобы дополнительная доза облучения населения вокруг АЭС была меньше 0,001 дозы облучения от природного фона. Поэтому вы никогда не сможете зарегистрировать превышение фона, связанного с выбросами АЭС. Для того, чтобы обнаружить следы этих выбросов, необходимо применение специальной и очень чувствительной аппаратуры. И соответственно, при столь пренебрежимо малой дозе дополнительного облучения АЭС никак не может влиять на здоровье человека, а тем более на окружающую среду.

- Насколько безопасно возобновления хозяйственной деятельности на территориях, загрязнённых после катастрофы на ЧАЭС?

- Во-первых, на подавляющем большинстве таких территорий хозяйственная деятельность ведется. Что касается возможности ведения хозяйственной деятельности на весьма ограниченных территориях с наибольшей плотностью загрязнения, то сельхоздеятельность на таких территориях ведется с применением некоторых мер, которые ограничивают поступление радионуклеидов в сельхозпродукцию. При этом надо иметь в виду, что нормативы, которые регулируют требования по чистоте продукции в России и Беларуси наиболее жесткие в мире. В результате Чернобыльской аварии были загрязнены радиоактивным цезием территории в Европе, по площади превышающие аналогичные территории в Российской Федерации. При этом в ЕС установлены значительно более высокие нормативы на содержание цезия и практически нет ограничений на сельхоздеятельность. Понятно, что в этих странах не меньше заботятся о безопасности населения и не хуже нас понимают в вопросах радиационной безопасности.

- Что делается в атомной отрасли, чтобы обеспечить безопасность эксплуатации АЭС?

- Обеспечение безопасности у нас как и во всех странах является ключевой в развитии атомной энергетики. Но главное - переход на новые проекты, так называемые АЭС 2006, которые на новом уровне решают вопросы безопасности. Это связано с наличием пассивных систем, которые в течение трех суток позволяют обеспечивать отвод тепла от активной зоны без участия персонала. При этом дополнительные системы безопасности занимают в стоимости проектов около 30%. Создание этих дополнительных систем безопасности в первую очередь - реакция на обостренное восприятие населением аварий с выбросами в окружающую среду. Безусловно, это приводит к удорожанию проектов, но и важно с точки зрения принятия атомной энергетики общественностью.

аэс1.jpg

- Насколько обоснованы страхи относительно атомной энергетики?

- В первую очередь, нужно представлять себе масштаб атомной энергетики, например, в Европе. На территории, равной лишь небольшой части территории России, расположено более 140 атомных блоков. А если учесть еще 100 блоков в США, то это две трети атомной генерации во всем мире. Так что стражи не так уж велики.

- А насколько опасна радиация, её влияние на человека?

- Действительно, если как-то характеризовать представления подавляющей части людей об опасности радиации, то можно сказать, что радиацию всегда воспринимают, как самый опасный фактор воздействия на человека и даже окружающую среду. На самом деле все живое на Земле развилось в условиях естественного радиационного фона, вклад которого в облучаемость человека в сто и тысячу раз выше облучаемости от АЭС и объектов ядерного топливного цикла. 90% населения чернобыльских зон получило дополнительную дозу облучения, связанную с радиоактивными выпадениями, в 10 раз меньшую, чем, например, получает население Финляндии ежегодно от природного радиоактивного родона. Кстати, на курортах Алтая и Ставрополья дозы облучения от природного фона достигают 8-10 миллизивертов в год. Такие дозы не получает население даже на наиболее загрязненных чернобыльских территориях. При этом никакого риска здоровью от таких доз не обнаружено за всю историю многочисленных эпидемиологических исследований.

- Насущный вопрос по поводу установленных норм радиационной безопасности. Насколько они защищают население?

- Я уже говорил, что нормы радиационной безопасности в России и Беларуси наиболее жесткие. В Западной Европе нормативы, установленные для продуктов питания, были в 3-5 раз выше. Это не означает, что уровни загрязнения продуктов питания там приводили к какой-либо опасности для здоровья. При этом вопрос о целесообразности ужесточения норм радиационной безопасности затрагивает напрямую интересы людей. Нормы в первую очередь должны обеспечивать безопасность здоровья, а дальнейшее их снижение ниже безопасных уровней, как правило, приводит к социальному и экономическому ущербу.


Безопасная энергетика



Кузница кадров

В Беларуси продолжается строительство атомной электростанции. Первый блок АЭС должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году, второй - в 2020-м. Каждый будет обслуживать примерно тысяча специалистов. Беларусь загодя позаботилось о создании своей школы в области мирного атома. Заведующий кафедрой электроники Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР) доцент Сергей Дробот рассказал, как готовят кадры для БелАЭС.

Учеба полным ходом

БГУИР сразу подключился к реализации Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики на 2008-2020 годы. Вузу поручили подготовку специалистов в области электроники и автоматики. Программа предусматривает ежегодный набор 30 человек для обучения по специализации "Электронные системы контроля и управления на атомных электростанциях" направления "Промышленная электроника", а с 2013 года на новую специальность "Электронные и информационно-управляющие системы физических установок". Однако, перед тем как принять на обучение студентов летом 2009 года, университет тщательно подготовил образовательную площадку.



Ранее БГУИР выпускников вуза охотно принимали на работу в Объединенный институт энергетических и ядерных исследований "Сосны" Национальной академии наук Беларуси. Сейчас же на университет была возложена задача готовить кадры в области электроники, автоматики и информационных технологий, которые, к тому же, были бы компетентны в вопросах физики реакторов и систем контроля и управления ядерных энергетических установок. Цикл дисциплин по специализации получился многопрофильный. В него входят "Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов", "Дозиметрия и защита от излучений", "Методы и устройства регистрации ионизирующих излучений", "Элементы и устройства систем контроля и управления ядерных энергетических установок", а также "Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС". Преподавателей, которые смогли бы обеспечивать обучение по этим пяти дисциплинам, тогда в БГУИР тоже не было. Аналогичным образом ситуация обстояла со специализированными лабораториями и учебно-методическим обеспечением. Пришлось решать триединую задачу: подготовка преподавателей, учебно-исследовательских лабораторий и книг. Университет обратился за помощью к российским коллегам.

Широкая география стажировок

Преподаватели БГУИР повышали свою квалификацию на стажировках и курсах в Национальном исследовательском ядерном университете "Московский инженерно-физический институт", Обнинском институте атомной энергетики, Томском политехническом университете, Уральском федеральном университете на кафедрах, которые являются выпускающими по специальности "Электроника и автоматика физических установок". Важным шагом стало налаживание партнерских отношений с промышленными предприятиями госкорпорации "Росатом", которые разрабатывают и производят электронное оборудование для систем контроля и управления действующих и строящихся атомных электростанций. В сотрудничестве с ними университет создал две учебные лаборатории. В учебном процессе задействовано реальное оборудование, которое используется на АЭС. Польза такого подхода очевидна. Во-первых, студенты на практике подтверждают основные теоретические положения, которые изучили на лекциях, а во-вторых, приобретают навыки работы с приборами и оборудованием, которые им предстоит обслуживать. Все это можно осуществить, не выходя за пределы кафедры электроники.

В тесном контакте с "Росатомом" и МАГАТЭ

Вопрос с учебно-методическими материалами БГУИР также решал в тесном контакте с российскими университетами и ведущими предприятиями "Росатома". За семь лет приобретено около 800 экземпляров различных печатных изданий по тематике дисциплин специализации - учебники, учебные пособия, справочники, монографии. Кроме того, коллеги из России передали университету около 10 разработок. Также Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций снабдил БГУИР научными материалами, стиль изложения которых доступен для студентов. Они используются при чтении дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами атомной электростанции". Что касается собственных разработок учебно-методического характера, то за это время на кафедре электроники их подготовлено 5, в том числе электронный учебно-методический комплекс.

Еще одно направление сотрудничества - помощь со стороны Международного агентства по атомной энергии. Агентство обеспечило БГУИР компьютерной обучающей системой по технологии, политике и другим вопросам, связанным со строительством и эксплуатацией атомной станции. А коллеги из Московского инженерно-физического института по заказу МАГАТЭ разработали для университета замечательный аналитический тренажер, моделирующий процессы, происходящие в ядерной энергетической установке, оборудовании реакторного отделения и машинного зала. С помощью такого тренажера студенты изучают некоторые дисциплины, например, "Ядерную физику и устройство ядерных энергетических реакторов", а также отдельные разделы дисциплины "Автоматизированные системы управления технологическими процессами".

Осваивать новые дисциплины помогают специалисты и ученые из российских вузов. Что касается контроля успеваемости, то чрезвычайных мер университет не предпринимает. В БГУИР есть налаженная рейтинговая система обучения, согласно которой каждый студент аттестуется три раза в течение учебного семестра, а итоговая отметка выставляется на зачете или экзамене. Не терять хорошую интеллектуальную форму ребятам помогает производственная практика: после четвертого курса, а также перед написанием дипломного проекта. Два года студенты БГУИР практиковались на предприятиях госкорпорации "Росатом", связанных с разработкой и производством элементов автоматизированных систем управления технологическими процессами АЭС, а также на действующих атомных электростанциях. Университет направлял практикантов на Калининскую АЭС, поскольку там используется современная цифровая система управления, близкая к той, которая будет функционировать на Белорусской АЭС. В этом году планируется отправить несколько человек в Объединенный институт ядерных исследований в Дубну.

Елизавета БЕЦКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter