Шестикурсник БГМУ о работе в ковидной реанимации

Ему сегодня на дежурство

Просыпался ночью, вспоминал реанимацию, скучал… История студента-реаниматолога Павла Дениниса

Попасть туда не хочет никто. Многим из нас реанимация видится чуть ли не самым ужасным местом на земле. Но не шестикурснику лечебного факультета Белорусского государственного медуниверситета Павлу Денинису. Бодрый, всегда позитивный, он уже более двух лет работает в 10-й городской клинической больнице Минска. Помогает спасать человеческие жизни. И даже коронавирус не помеха.

Попал в десятку

Однако в «десятку» Павел попал не сразу. Сначала поработал в «четверке». Это была первая сестринская практика. Признается: было немного странно. Почерпнутый из зарубежных фильмов образ реанимации не соотносился с реальностью.

— На самом деле все оказалось намного сложнее. Когда ты начинаешь осознавать, что несешь ответственность за чью-то жизнь, это вгоняет в легкий ступор. Было очень много работы, огромный поток информации, который нужно усвоить здесь и сейчас. Потому что если ты что-то забываешь, теряешься, то могут произойти неприятные вещи. Я побыл там неделю, после чего себе сказал, что никогда в жизни не буду анестезиологом-реаниматологом.

Кстати, после такого опыта Павел решил полностью погрузиться в учебу. Но хватило его ненадолго.

— Не знаю, как так вышло, но я заскучал по реанимации. Помню, просыпался посреди ночи и думал: хочу в реанимацию. Как они там без меня?..

Начал подыскивать постоянное место работы. И хотя сам живет у метро «Петровщина», в итоге попал в 10-ю больницу в Чижовке. То есть — на другой конец города.

— Не иначе как судьба. Пришел и сказал: готов у вас работать. Места в отделении были, сходил на дежурство, посмотрел и остался. Здесь же и к стрессу адаптировался. Теперь прихожу на работу, выкладываюсь на все сто процентов и со спокойной душой иду домой отдыхать.

Мы, студенты, особенно сейчас — лишняя пара рук, которая нужна, чтобы что-то вовремя подать, поднести и соответственно спасти жизнь пациенту. Как же я буду дома сидеть?
 
С должностью медсестры на начинающего медика свалилась и целая куча обязанностей. Начиная с оформления историй болезни и заканчивая уходом за больными. К примеру, интубация трахеи, перевод пациента на ИВЛ.

Медсестра обязательно присутствует при этих манипуляциях, — замечает студент. — Занимаемся и приемом пациентов в реанимацию. Им нужно померить кислород в крови, нацепить датчики, которые круглосуточно считывают ЭКГ, давление, температуру…

Для понимания: в реанимационной палате всегда дежурит либо медсестра, либо доктор. На одного медика во время пандемии коронавируса приходится около четырех человек. Всего же в палате восемь мест, поэтому медсестры работают вдвоем. Они следят за показаниями жизненно важных органов, осуществляют интенсивный уход, а если состояние позволяет пациентам приподниматься и расхаживаться, то — в прямом смысле слова — подставляют свое плечо.

— Когда начался коронавирус, думаю, никто из медиков морально не был готов к тому, что придется одеваться в несколько слоев плотной защиты, напяливать на себя маски, респираторы, три пары медицинских перчаток. Работать во всем этом не только тяжело, но и очень жарко. Поэтому раз за разом мы отпускаем друг друга в чистую зону — передохнуть. Конечно, при условии, что поток пациентов небольшой. В любом случае я знаю, что моя смена придет условно в 8:30 утра, а главное — мне помогут. Мы всегда друг друга выручаем, даже если это идет в ущерб нашим бытовым желаниям — пойти домой или поесть. Все же живые люди.

Что студенту по плечу

Теперь без реанимации Павел не представляет свою жизнь. Да и в коллектив он влился.

— Работаем вместе, едим вместе, занимаемся интенсивной терапией тоже вместе. Порой даже забываю, что скоро стану врачом. Я уже так сроднился со средним медперсоналом, что иногда думаю: а может, ну его, диплом… Но это, конечно, шутка.

В дальнейшем студент планирует связать свою жизнь с анестезиологией и реаниматологией. Вернуться в родную «десятку», но уже интерном. Хотя в детстве, насмотревшись по телевизору «Час суда», подумывал стать судьей. Признается:

— Мне очень нравилось, как они сидели там все красивые, важные, в мантиях. А потом меня просто переключило на медицину. Мама когда-то очень хотела стать врачом. А дядя окончил колледж и до сих пор работает фельдшером. Поэтому отчасти в нашей семье желание быть медиками есть у всех. Вот я его и реализую.

Старшие коллеги Павла «по цеху» такой интерес к профессии только приветствуют. Под строгим присмотром докторов ему уже доверяют проводить некоторые врачебные манипуляции. Студент делится впечатлениями:

— Бывает, конечно, что где-то внутри что-то щелкнет, мысли путаются и ты последовательность действий можешь даже забыть. Я тогда очень на себя злюсь. Говорю себе: Паша, ну как же так, мы ведь уже сто раз это делали. Но, с другой стороны, понимаю, что это моя обязанность, от этого ведь зависит жизнь больного. Беру себя в руки и делаю.

Интересуюсь: что же все-таки придает студентам сил бороться с коронавирусом?

— Лично мне нравится, что я вижу результат своей работы. Это окрыляет, придает сил, чтобы идти и двигаться дальше, совершенствоваться и побеждать инфекцию. Например, когда приезжает тяжелый пациент и спустя какое-то время нашими совместными усилиями он поправляется и говорит нам спасибо. Сколько ни встречал товарищей по вузу, они мне постоянно говорят: «Сегодня на дежурство». Я им: «Так ты только что оттуда». «Нет, пойду работать, мне это нравится». Студенты — достаточно бойкий народ. Нам, кажется, все по плечу.

ФИЛОСОФИЯ МОЛОДОГО СТУДЕНТА

♦ Я думаю, что все врачи отчасти где-то циничные и холодные. Мы много что видели. Но когда случается профессиональное выгорание, то человеку уже нельзя работать с людьми. Когда перестает чувствовать эмпатию и сочувствие к пациенту, то ему следует заканчивать свою карьеру. Если внутри есть желание помогать, то работается даже как-то иначе.

♦ Когда в больнице ты почерпнул от суперквалифицированных специалистов что-то, чего в учебниках нет, когда ты это выдаешь преподавателю на паре и он видит уровень твоей подготовки, — наступает тот самый кайф.

♦ Коронавирус, конечно, стал большим испытанием в нашей жизни. Причем неожиданно. Когда все читали новости, что где-то в Китае произошла вспышка коронавируса, никто не думал, что все это дойдет до нас. Максимум почихают пару человек. У нас ведь умеренные широты, у всех хороший иммунитет.

♦ У каждого пациента есть свои особенности, поэтому нужно ко всем относиться с пониманием того, что попали они к нам не по своей воле. Что бы ни случилось, медики переносить имеющийся негатив на работу не должны. Мы ведь работаем с живыми людьми. И как никто другой, именно мы в силах оказать пациенту поддержку.

demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter