Эмоциональные заметки о хамстве

Из почты главного редактора
Господин гл. редактор!

Во многом мне непонятен наш чересчур научно–технический, но такой некультурный, недуховный 21–й век, когда многие не только в жизни, но даже в интернете выбирают хамство главным помощником отстоять свое кровное, в том числе точку зрения. Сегодня интернет дал зеленый свет хамству, прячущегося за ником человека будут искать только при совершении преступления. Вот и оскорбляют в сети направо и налево. Более того, приписывают биографии, творчеству особенно звездного, известного человека то, к чему он не имеет никакого отношения. Пользователей безнаказанно ежедневно оскорбляют. Хамство в интернете — это ничтожная попытка компенсации интеллектуальной ущербности тех, кто не способен нормально общаться. Многие хамы на сайтах комментируют выводами из собственной истории болезни.


К хамству, как к зловонию, нормальные люди не могут привыкнуть. Даже когда стараешься не обращать внимания, осадочек все равно остается. Бравирование хамством — духовная незрелость личности. Общество не может называться культурным, если хамство в нем — надежное средство общения.

Это традиционные хамы и хамки, чтобы задеть, обидеть, проявляли к вам агрессию, страдали истерией, повышали голос. Такие говорят гадости, все, что пришло в голову, прямо в лицо, при всех. Для таких чем больше зрителей, тем лучше. А видя, что вы не можете достойно ответить, хам начинает еще больше унижать вас. Откровенное хамство — это, наверное, родственник отборного мата... Ибо иных так и несет в словесном потоке. И прилететь они могут неизвестно куда. Чего стоит только это красноречивое размахивание руками–крыльями? Понятно: чтобы нахамить, незаурядного ума не нужно.

А что в реальной жизни? В погоне за материальным достатком многие из нас становятся агрессивными, равнодушными, черствыми. Самое дикое и уродливое, когда мы вообще перестаем замечать хамство. И ожидать пока, что оно исчерпает себя до дна, бесполезно: оно бездонно. Каждый день появляются его новые «создатели».

Вот вы выходите из своего подъезда на работу. Перед вами хлопнули дверью. Мелочь. Вовсе нет. Это не по–соседски. К тому же, нахамив однажды в своем доме, рискуете навсегда прослыть некультурным человеком.

Любопытно, что происхождение слова «хамство» относится к древности, к библейскому персонажу Хаму, который только тем и смог прославиться, что насмехался над своим отцом... К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с такими «современниками».

Особенно распространено хамство в общественном транспорте, ибо ничто так не сближает наших людей, как автобус в час пик. «Куда прешь, курица?!», «Что стала, как корова?», «Эй, слон, ты мне ноги оттоптал!», «Эй, водила, дрова везешь?» Список подобных фраз можно продолжать долго.

Выходите из транспорта и переходите дорогу в неположенном месте. Или игнорирующие зебры водители. Или вас окатывает с ног до головы грязью проезжающая мимо на большой скорости машина. Это уже дорожное хамство.

Приходите на работу — и здесь вас могут ополоснуть целым морем хамства. Нередко вместо приветствия — сразу замечания, претензии, особенно со стороны начальства. Но вы держитесь, отвечать нужно примерно так: «И вам всего самого хорошего!» или «И я рад вас видеть»...

Ваша реакция на хамство — верный тест на духовность. Ибо, перехамив хама, вы уже ничем от него не отличаетесь...

Черта окультуренного хамства — утонченный цинизм. Это форма общения среди людей с зашкаливающим уровнем агрессивности.

О киберхамстве

Читайте также

«Образованные» хамы нынче могут даже вам ничего не говорить. Их ухмылочки, ядовитые гримасы красноречивее любых словечек. Или вот вы повстречали в коридоре своего начальника, а он вас не замечает, вы обращаетесь к нему, а он вас слышит только с третьего раза... А то же молчание, особенно вышестоящего коллеги, хуже любого оскорбления, оно сродни полному игнорированию ближнего. Такое хамство ранит зачастую больнее любых произнесенных слов. К тому же образованный хам, конечно же, умеет использовать оскорбления, как прямые, так и скрытые... Если хам получил власть над другими, он нередко начинает злоупотреблять ею. Для чего? Чтобы выглядеть солиднее, более страшно для подчиненных... Но если хам замечает, что ему дают сдачи, хамить прекращает. Ничего так его не заденет, как молчаливое пренебрежение, и ничего так не вдохновляет, как ответная резкость.

Больше всего хамов и встречается среди людей, наделенных даже самой малой властью. Вот вы пришли на прием. Вам шеф, даже секретарь, нервно оторвавшись от бумаг, обещает перезвонить. Вы можете ждать до скончания века, но вам так никто и не перезвонит. А на вопрос, где начальник, секретарша бесцеремонно заявит: «Он передо мной не отчитывается». Не случайно, наверное, у того же «одного окна» появилось народное продолжение — «и десять дверей».

Многое может стать причиной хамства. Вот секретарь поссорилась с мужем, а тут является красивый посетитель, хорошо одетый. И не обращает на нее никакого внимания. Вот она и становится уже красной от злости, ей совершенно не важно, зачем он пришел. Начнет тормозить оформление той или иной бумажки.

Мне кажется, что именно тот, кто не достиг ничего блестящего в своей жизни, унижая хороших специалистов, просто людей, самоутверждается за счет других. Оружие хама — презрение и высокомерие, грубость и безответственность. И даже если вы пожалуетесь на нерадивого работника, то начальник, конечно же, не поспешит выносить сор из избы, чтобы не подмачивать собственную репутацию. Помните: рука руку моет. Особенно подло, когда хамят, будучи уверенными в своей безнаказанности.

Вот вам в поликлинике заявляют: «Не входите, у нас перерыв на кофе», хотя по утвержденному графику никакого перерыва быть не должно. Все мы сталкивались с хамством чиновников, работников ЖЭУ, работниц заправочной станции, а порой и милиции. Нам хамят в магазине, на почте, в банке, в парикмахерской. Бывает, что учитель несправедливо занижает отметки, и все из–за того, что не симпатичен ему ни ученик, ни его родители. Это тоже профессиональное хамство.

Вот подходит, к примеру, к вам продавец и сразу: «Вам чем–то помочь?» А оказывается на поверку, что она даже не владеет ситуацией о наличии товара, не то чтобы дать квалифицированную консультацию. Так зачем тогда вообще вторгаться в пространство покупателя?

Самому же конфликтовать с обслуживающим персоналом ни в коем случае не стоит, нужно сразу обратиться с жалобой на качество обслуживания. Вы не за себя будете бороться. Получив хороший урок, нахамивший вам станет более адекватно обслуживать следующих клиентов, хотя до вежливости ему еще, как до неба. А еще есть хорошее лекарство: прикинуться глухонемым. Хам–продавец будет размахивать руками, шевелить губами, а вы демонстративно должны думать о чем–то своем. Про разговоры обслуживающих специалистов по мобильному я уже и не хочу говорить — это повсеместно распространенная болезнь.

Константин Степанович  КОРНЕЛЮК, педагог.

Витебск.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter