Елочка, живи!

Развивать зеленую архитектуру помогает наука...

Развивать зеленую архитектуру помогает наука

Хвойные деревья — подарок для ландшафтных дизайнеров. Прежде всего потому, что вечнозеленые. Кроме того, обилие видов, вариантов цветовой гаммы, разнообразие форм кроны и способность переносить декоративную стрижку делают их прекрасным средством для того, чтобы специалист мог сотворить любую садовую фантазию и при этом ни разу не повториться.

Мода на зеленую архитектуру, придающую особый шарм и солидному офису, и городской зоне отдыха, и дачному участку, начала развиваться в Беларуси сравнительно недавно — примерно в середине 80-х годов прошлого века, и спрос продолжает расти. Но вот беда: откликнуться на этот спрос специальные питомники могут не так быстро, как того хотелось бы.

Ведь привезенное из-за рубежа растение редкой формы, которое стоит порой многие миллионы рублей, нет смысла сразу же продавать, так как и покупателя найти будет сложно за такую цену, и хлопот не оберешься, постоянно закупая саженцы. Драгоценное приобретение рачительный хозяин сначала пустит на черенки, но само деревце при этом все же не загубит, а сохранит в качестве маточного на следующий год. Из черенков, которых с метровой ели или туи можно нарезать примерно штук десять-пятнадцать, и выращивается посадочный материал. Только так можно извлечь приемлемую выгоду из всей затеи.

Однако произойдет это только в том случае, если черенки не погибнут, а нормально укоренятся. Чего никто гарантировать не может. Ведь жизненные циклы растения, выросшего за рубежом в других климатических условиях, где, например, зима гораздо мягче, где весна наступает раньше, не совпадают с фазами развития в условиях Беларуси. И если для самого растения, переехавшего на новое место жительства, эта разница не столь важна — оно все равно будет расти, хотя какое-то время и будет адаптироваться к новым условиям, то срезанный черенок ведет себя гораздо капризнее. Разлученный с деревом в неподходящий момент, он не всегда пустит корни, даже если для него создать идеальные условия.

Впрочем, с недавних пор все эти секреты перестали быть загадкой для ученых Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Поставив цель разработать для озеленителей научно обоснованные рекомендации, они потратили почти полтора десятка лет на эксперименты и нашли-таки оптимальные параметры технологии выращивания в условиях нашей страны более 100 садовых форм хвойных растений, из которых большинство — новые для зеленого строительства Беларуси.

— В этом году научная часть нашего задания в отраслевой научно-технической программе «Интродукция и озеленение» завершается, и на 2014—2016 годы намечено освоение производства, — говорит заведующий сектором декоративного садоводства Центрального ботанического сада НАН Беларуси доктор биологических наук Владимир Торчик. — Все наработки нами будут переданы в Министерство лесного хозяйства для использования в питомниках. Но эти технологии могут использовать и любые другие питомники, где выращиваются декоративные кустарники хвойных видов. Даже если к нам обратится любой садовод, мы охотно ему подскажем, как решить возникшую проблему.

Самое главное, что содержится в рекомендациях, — это сроки черенкования в условиях Беларуси, определенные для каждой из испытанных садовых форм хвойных видов. Опыты показали, что некоторые культивары, например, культурные разновидности ели канадской группы «Conica», хорошо укореняются в летние месяцы, когда начинается вторичный рост побегов. Туя лучше переносит эту процедуру весной, когда черенки еще в состоянии покоя после зимы. Есть культивары хвойных видов, которые лучше размножаются зимой. Это, к примеру, некоторые формы кипарисовика горохоплодного, можжевельника горизонтального или можжевельник китайский «оbelisk». Причем по времени грань при черенковании между «можно» и «нельзя» составляет порой буквально дни. У отдельных растений черенки, которые пытались укоренить в феврале, погибали полностью, а всего через пару недель, в марте, та же процедура приносила стопроцентную приживаемость.

Нить, на которой висит жизнь отделенной от материнского растения веточки, настолько тонка, что ее могут оборвать самые невинные манипуляции садовода. Например, чтобы компенсировать потерю влаги у посаженного в землю черенка, ему нужно создать повышенную влажность воздуха. В то же время следует добиться того, чтобы вода в зоне образования корней не задерживалась, так как это чревато развитием болезнетворных микроорганизмов.

Черенку в трудный период укоренения нужно тепло. Но если температура воздуха в теплице будет выше 25 градусов, то жди беды. Особые требования предъявляются и к составу почвы, ее температуре, специальным фитогормонам, которые используются учеными ботанического сада для того, чтобы усилить способность черенка к корнеобразованию.

Таких секретов у исследователей набралось на солидную монографию. И хотя в разделе «Основные эффекты от внедрения» ученые из осторожности приводят цифры 15—20-процентного увеличения выхода посадочного материала редких форм хвойных пород, на самом деле эффект новой технологии более значительный. И в том, что это так, специалисты зеленого строительства смогут убедиться уже через пару лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter