Элитарность - не приговор

Элитарное искусство по-прежнему убыточно.
Элитарное искусство по-прежнему убыточно. Это аксиома. После каждой новой победы "Госцiцы", белорусского "аутентичного модерна", где-нибудь на международном конкурсе или фестивале современного танца, Первый национальный начинал ломать голову, под каким соусом выпустить в эфир в очередной раз прославившийся коллектив. В конце концов "Госцiца" если и появлялась на экране, то скорее не под "соусом", а под "патокой". Изящные танцевальные зарисовки на фоне старинного замка или лесного озера, хорошенькие, как праздничные открытки, - обычно именно так выглядел этот фолк-театр в телеверсии. Но в действительности творчество "Госцiцы" всегда было намного сложнее, прилагательные типа "хорошенький" ему не особенно свойственны, зато раздражение неподготовленный зритель в концертном зале может ощутить запросто.

Танцевальный модерн - вообще искусство довольно специфическое, а тем более если так щедро приправлено древней национальной обрядностью. Оценить его по достоинству способны разве что профессионалы да еще эстеты-интеллектуалы, которых в природе заведомо меньше, чем потребителей так называемой массовой культуры. И пускай редкие концерты "Госцiцы" в столичных залах проходят с аншлагом, большинство телезрителей шлют на БТ письма с просьбами показать "Бяседу", которая, безусловно, народу ближе. И "Бяседу" показывают. А у "Госцiцы" в последние три года не было ни одного свежего эфира: "открытки" с их участием для украшения телеканала еще раньше записали на годы вперед...

Увы, время нынче циничное. Впрочем, как и всегда. Доход приносит то, что нравится большинству. А большинству, как правило, лениво напрягать свой интеллект еще и для зашифрованных посланий какого-то там искусства: мы и без того достаточно напрягаемся в другом. И чтобы стать меценатом (помогать кому-то в расчете на моральное удовлетворение от своего великодушия), надо прежде всего иметь возможность позволить себе это. Министерство культуры также не готово взять на свой баланс еще один дополнительный коллектив - в прошлом году, пытаясь сэкономить бюджетные средства, здесь сократили не одну сотню рабочих мест. "Госцiцэ" еще повезло, что Белтелерадиокомпания столько лет опекала этот театр ради удовольствия козырнуть при случае участием "своих" артистов на каком-нибудь продвинутом фестивале. Но наконец и здесь пришли к выводу, что одно лишь удовольствие "козырнуть при случае" - роскошь неоправданная...

Конечно, сейчас актеры обижены и полны пессимизма. "Калi лес "Госцiцы" нiкому не цiкавы i тое, што мы робiм, нiкому не патрэбна, я сама менш за усе буду клапацiцца пра яе выжыванне", - говорит руководитель фолк-театра Лариса Симакович. Зря она так. За почти 20 лет существования "Госцiцы" у коллектива сформировался устойчивый круг поклонников, и Ларисе Ивановне это известно лучше, чем кому бы то ни было. И то, что кажется неразрешимой проблемой, при определенных затратах энергии вполне разрешимо. А энергии руководителю "Госцiцы", как я знаю, не занимать - мало какой коллектив способен обновлять программу к каждому новому природному сезону. Этот же демонстрировал свою "апантанасць" творчеством регулярно.

Десять с лишним лет в Минске существует уникальный театр одного актера "Знiч" - почти ни в какой другой стране нет ничего подобного. А уникальность его сохраняется, по сути, одним-единственным человеком. Причем Галина Дягилева не только виртуозно формирует репертуар, привлекая к сотрудничеству оригинальных актеров. Сколько мест дислокации поменял ее театр за это время, уже и подсчитать сложно, пока этой мягкой и настойчивой женщине не удалось добиться покровительства отца Владислава. Конечно, Красный костел - далеко не лучшее место для светского театра, но стараниями Галины Алексеевны публику это уже не смущает. И при всей элитарности коллектива представить современную белорусскую культуру без театра "Знiч" совершенно невозможно. Это при том, что вопрос: "Кому это надо?" - перед Дягилевой никогда не стоял.

Немало лет знакома я и с Владимиром Берберовым. На какие только ухищрения он не шел, переманивая в столицу голосистых деревенских девчат, способных, на его взгляд, украсить своим аутентичным пением "гурт" "Лiцвiны". Находил им рабочие места, поскольку не всегда мог платить регулярную зарплату своим артистам. На собственные деньги снимал квартиры, "пробивал" зарубежные гастроли... А не так давно в музыкальных магазинах Минска я обнаружила профессионально сделанный диск этой, также единственной в своем роде, группы...

Когда художник творит только потому, что не может не творить, вечность это непременно оценит. И так или иначе найдутся люди, которые помогут настоящему искусству выжить и развиться. Возможно, узнав о проблемах "Госцiцы" из нашей газеты, кто-то уже готов им помочь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter