Елена Соловей

Актеры советского кино

Смотрите завтра на канале СТВ в 12.30 фильм «Деревенская история»


Она из тех женщин, кто не боится своего возраста и лишних килограммов. Елена Соловей — актриса, которая не страшится забвения и (о ужас!) приветствует домострой. Частенько утверждает, что женщине лучше НЕ быть амазонкой, тогда, мол, она безболезненно реализуется в творчестве, при этом сохранив главное в жизни — семью. Вспомните хотя бы ее героиню в фильме «Раба любви», которая при малейшей угрозе со стороны революционеров очень органично собирала чемоданы и детей в Париж. Я неспроста вспомнила эту ленту. «Раба любви» — визитная карточка Елены Соловей.


В прошлом году актриса приезжала в Россию. Прошло почти 17 лет, когда в 1991 году она со всем семейством — дочь, сын, внучка и супруг — переехала на ПМЖ в США. Уезжали, как говорится, наобум: «...я уехала по собственной воле. Меня никто не гнал, не обижал, не выпихивал. Я знала, на что иду, я знала, что придется многое потерять, а найду ли что–то — неизвестно».


В те смутные времена многие покидали СССР, а у кого была хоть малейшая зацепка — родные или знакомые — вообще ходили в счастливчиках. У супруга актрисы в Штатах жили родственники.


«Когда я села в самолет, увозивший меня, мужа, наших детей отсюда, то как начала плакать, так и проплакала всю дорогу. И, наверное, вся выплакалась. Потому что нас ждала новая жизнь и в ней я должна была быть сильной. На моего Юру легла материальная ответственность за всех нас: ему, художнику кино, работавшему с лучшими отечественными режиссерами, предстояло все начинать с нуля и отнюдь не в Голливуде. Он устроился художником в ювелирную компанию, дети учились в колледже и подрабатывали. А мне надо было хранить семейный очаг и растить крохотную внучку», — вот так начиналась новая жизнь в США о–о–очень популярной киноактрисы СССР Елены Соловей.


Вот и пойми их, талантливых: топовая актриса, регулярно снимавшаяся у мэтров советского кинематографа: Михалкова, Наля, Арсенова, Авербаха. И вдруг уехала в сытую и размеренную жизнь. Жизнь, где нет места профессии, языковой барьер, знаете ли, испортил карьеру не одному актеру.


Самое парадоксальное, что, оказавшись за океаном, она не брала штурмом Голливуд, в русских ресторанах не пела, посуду по ночам не мыла. Народная артистка РСФСР, лауреат Каннского кинофестиваля тихо сидела дома, растила внучку, встречала мужа с работы и детей с учебы. Ради этого научилась водить машину и «затариваться» на неделю в больших универсамах.


Впрочем, как пишут в глянцевых журналах, Елена Яковлевна ни о чем не жалеет. В Канаде в театре им. Варпаховского она играет в двух спектаклях. Снялась в сериалах «ПМЖ» и «Клан Сопрано», последний бешено популярен в Америке. «Сыграла там небольшую роль, но после нее меня начали узнавать на улицах, а еще благодаря ей я стала членом актерской гильдии. Были еще небольшие работы в кино. А несколько лет назад я создала детскую театральную студию, главная цель которой — помочь маленьким русским американцам сохранить язык их родителей», — рассказала о себе актриса. Кстати, своей детской театральной студией актриса гордится по сей день.


Но главное, ради чего затевался отъезд, — свершилось, жизнь у ее детей состоялась. По приезде на родину Елена Яковлевна в интервью подытожила: «Ирине тридцать пять лет, Павлу — тридцать один. У меня трое внуков, старшей, Соне, уже шестнадцать. Дочь живет в Германии, сын — в Нью–Йорке. И я впервые принадлежу только себе и мужу». Дочь и сын — биологи по профессии.


Елена Соловей родилась в 1947 году в небольшом немецком городке, ее отец остался служить в Германии после Победы 1945 года. Оба родителя дошли до Берлина, там и познакомились. К слову, отец актрисы родился и жил до войны в Беларуси, а дед родом из Польши. Мать — из поволжских крестьян–середняков. «Меня из–за дедушки даже называли кулацкой дочкой. Папин же дед был мельником, в общем, тоже небедный крестьянин».


Семья военнослужащего Якова Соловья не вернулась в Беларусь, после Германии они отбыли на службу в Красноярск, где прожили 9 лет. Позже — Москва.


Сразу после окончания школы во ВГИК Елена не прошла по конкурсу. Работала в школе учителем пения и музыки. Только через год она была зачислена на курс известного артиста Бориса Бабочкина (Чапаев в одноименном фильме. — Прим. Ж.В.).


Если коротко, то Елене Соловей в карьере сказочно везло: по рекомендации И.Смоктуновского она получила приглашение работать в труппе Малого театра. На этой сцене ее учитель Борис Бабочкин планировал поставить чеховскую «Чайку». Но Нина Заречная не случилась — актриса вышла замуж за ленинградца и уехала к мужу. Заметим, и в этом случае семья для актрисы была дороже карьеры. О замужестве Елены Соловей известно, что во время съемок фильма «Драма из старинной жизни», которую снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», она познакомилась со своим будущим мужем — художником Юрием Пугачом. А в это время в Ленинграде, в популярном Театре им. Ленсовета, молодой режиссер Роман Виктюк должен был ставить «Анну Каренину», и ему посоветовали обратить внимание на молодое дарование — Елену Соловей. Словом, карьера в театре задалась сразу. Вот только кинематограф Елена Яковлевна почитала чуть больше. И эти «чувства» были взаимны.


Дебют в кино Елены Соловей состоялся в 1967 году в фильме режиссера Рустама Хамдамова, о котором до сих пор актриса вспоминает с великим уважением.


Сюжет о великой актрисе немого кино Вере Холодной придумали и написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Но картина, увы, по ряду причин у Хамдамова осталась незаконченной. Позже фильм доверили доснимать Никите Михалкову, который после удачного дебюта «Свой среди чужих, чужой среди своих» выдвинул требование: он будет снимать картину, но по новому сценарию. Ради лучшей своей «фильмы» — «Раба любви» — Михалков провел даже кастинг. «Я сначала сказала «нет», но меня убедили, что это будет совсем другой фильм. Никита Сергеевич не собирался использовать материал Рустама. К тому же я видела фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», который мне очень понравился. Мы с мужем подумали и решили, что мне стоит пойти на пробы и никакого предательства в этом не будет. И меня утвердили на главную роль».


Так, собственно, и появился в 1976 году культовый советский фильм «Раба любви» — трагическая история о том, как звезда немого кино Ольга Вознесенская (Е.Соловей) влюбляется в революционера–подпольщика (Р.Нахапетов). А снятые метры фильма «Нечаянные радости» Хамдамова были почти полностью уничтожены, говорят, что уцелели лишь небольшие фрагменты.


«Воплощенный идеал женственности» вылился в ключевую фразу эстетки, обращенную к озверевшим от войны и революций служивым: «Господа, вы — звери...» Похоже, Елена Соловей создала на экране абсолютный поэтический образ, к которому ныне стремится единственная в своем роде — эпатажная и талантливая Рената Литвинова.


Отмечу, удачное сотрудничество с Михалковым еще продолжилось на съемках фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». И кто скажет, как сложился бы творческий союз Соловей — Михалков, останься она в России.


Но и на этот вопрос я нашла ответ актрисы: «Вот лично я не путаю свою актерскую жизнь и свою личную. Для меня актерская жизнь заканчивается в театре, в кино и поэтому я не отношусь к своим героиням, как к себе. Это какие–то другие женщины, которые мне безумно интересны, но они живут своей жизнью, независимо от моей, после того, как я сыграла эти роли. Моя роль в этом фильме закончилась, а моя жизнь — продолжается. И в этом мое счастье... Только об одном могу жалеть: того легкого дыхания, которое было тридцать, сорок лет назад, когда мы начинали с Хамдамовым и продолжали с Михалковым, уже не будет».


Подробности


«У меня по сию пору не выходит из души история с фильмом «Неоконченная пьеса для механического пианино». Незадолго до съемок я родила второго ребенка. У меня не было молока, и я как хорошая мать боролась с этим: ела грецкие орехи, запивая их коровьим молоком, поэтому сильно располнела. Мне было совсем не до съемок: у груди младенец, рядом маленькая дочка. Я пришла, мы сыграли сцену с Юрой Богатыревым. И Никита произнес фразу, которая решила все: «Ну где тебя еще будут любить так, как здесь?» Он был прав: нигде меня так не любили. Я согласилась и приехала на съемки с четырехмесячным сыном».


Факт


Одно время в Ленинграде совершенно серьезно обсуждали версию, будто Соловей с Фрейндлих мужьями поменялись. «Была, была такая шутка. На самом деле никто ни у кого мужей не уводил. Просто так получилось, что в Театре им. Ленсовета работал актер Юрий Соловей — Алиса Бруновна ушла к нему от Владимирова. А я как раз пришла работать в этот театр. Вот и начали говорить, что мы поменялись мужьями...»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter