«Елена Николаевна, он «р» сказал!»

В МЕСТНОМ центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ГЦКРОиР) — особые воспитанники. Каждый, пусть незначительный для обычного ребенка, шаг в развитии для них — большая победа. Областной педагогический фестиваль директоров подобных центров витебского региона, который прошел на базе Шарковщинской ГОСШ № 2, в очередной раз убедил в этом.

В Шарковщинском районе презентовали новую форму работы для сотрудников сферы специального образования, возвращающих ребят с нарушениями в развитии к нормальной жизни.

В МЕСТНОМ центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ГЦКРОиР) — особые воспитанники. Каждый, пусть незначительный для обычного ребенка, шаг в развитии для них — большая победа. Областной педагогический фестиваль директоров подобных центров витебского региона, который прошел на базе Шарковщинской ГОСШ № 2, в очередной раз убедил в этом.

Такая форма обмена опытом и общения не совсем привычная для этой категории педагогов. Все же они работают с самыми тяжелыми детьми  (сегодня в условиях центра специальную помощь получают 824 учащихся). Потому на директорах районных центров лежит особая ответственность: помимо того, что они должны быть хорошими управленцами и уметь подбирать крепкую команду профессионалов, им нужно еще научить своих педагогов работать с детьми (которые, кстати, прежде вообще считались необучаемыми). В Шарковщинском районе накопился свой опыт обучения детей с особенностями развития. Почему бы через педагогический фестиваль его не презентовать? Да и обещает этот форум стать доброй традицией.

— Мы хотели, чтобы люди почувствовали какой-то праздник, сумели по достоинству оценить работу друг друга, — объясняет мне один из организаторов фестиваля директор Витебского областного государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Марина Федорова. — Да и такая форма работы более предметно и наглядно научит коллег-руководителей быть не просто управленцами, а прежде всего видеть в своем педагоге личность, учить его понимать ребенка, находить правильные приемы работы (ведь среди них много начинающих). И всегда помнить: для каждого ребенка важен особый подход, индивидуальные задания и, главное, любовь и внимание!

В Шарковщинском центре работают пять специалистов, которые помогают ребятам с множественными тяжелыми нарушениями социализироваться в общество, овладевать элементарными санитарно-гигиеническими навыками, чтобы подготовить родителей к совместной жизни с такими детьми. А в помощь призвали искусство. Театрализованное представление, которое продемонстрировали учащиеся центра перед гостями фестиваля, было тому ярким подтверждением. И более чем наглядным отчетом работы шарковщинских педагогов.

Сегодня в центре — 21 ребенок. А на базе Иодской средней школы (по месту жительства) открыт спецкласс, где обучаются четверо деток. Их родители уже могут поручить своих мальчишек и девчонок учителю и устроиться на работу.

— В нашем центре с ними занимается психолог, есть занятия адаптивной физкультуры и социальной адаптации, — рассказывает «БН» директор ГЦКРОиР г. п. Шарковщина Елена Рылова. — Двоим детям мы оказываем раннюю комплексную помощь — она рассчитана на воспитанников от рождения до трех лет. И родители могут получить необходимую консультацию дефектологов и психологов. Все дает неплохие результаты. И пусть людям они кажутся на первый взгляд незначительными, для нас, ребят и их родителей — это огромная победа! К примеру, один мальчик с диагнозом «тяжелая интеллектуальная недостаточность» вовсе не разговаривал, но после двух лет занятий начал произносить отдельные слова: «мама», «баба», «папа», «дай», «на». Кивком головы научился здороваться и прощаться, даже бисер нанизывать на леску самостоятельно! Разве это не замечательное достижение?

Участники фестиваля с воодушевлением посмотрели инсценировку сказки «Зайчыкава хата» и два танца, которые здешние учащиеся разучивали с начала учебного года. А у некоторых ребят даже получалось подпевать и песню.

— В нашем деле очень важно понять каждого ребенка, научить его общаться, ходить самостоятельно в магазин, поликлинику, называть свое имя, — признается Елена Рылова. — Не спорю, это нелегко и очень ответственно, ведь в понимании большинства людей детей нужно научить писать, читать, давать знания по истории, физике и другим предметам. А мы трудимся, чтобы наши ребята говорили хотя бы единичные слова, учим общаться, здороваться, развиваться. И каждая новая ступенька — целое событие для нас и его семьи. Мне дефектолог недавно с радостью и гордостью сообщает: «Елена Николаевна, он «р» сказал!»...

Коллеги-директора говорили на встрече в Шарковщине о наболевшем. Как повысить профкомпетентность и творческую активность педагогов? Разнообразить коммуникативную составляющую обучения? Как применить здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития, и сформировать у них навыки общения? Эти и другие вопросы стали основой для дискуссий за «круглым столом», который прошел после посещения центра и знакомства с материалами методической выставки «На пути познания ребенка…»

— На подобных форумах самое ценное — это опыт общения с коллегами, — делится мнением директор ГЦКРОиР «Радуга» Лиозненского района Петр Дагович. — Уже то, что каждый раз мы собираемся на новом месте, в другом районе, где есть своя изюминка и свои творческие решения, подходы, находки, — огромный плюс. Всегда любопытно и полезно узнать, как коллеги помогают детям с тяжелой патологией и нарушениями в развитии адаптироваться, как проводят работу с родителями. Тем более что у наших районов много общего: и по территориальному признаку, и по социально-экономическому развитию, и по количеству обучающихся. Меня очень тронуло выступление маленьких воспитанников.

Наверное, это и есть самый главный результат работы здешних педагогов, которые категорически против изолирования этих детей. Напротив, они делают все, чтобы интегрировать таких ребят в общество, окружить вниманием и заботой, дать возможность общаться и радоваться жизни. В специальном образовании и впрямь не бывает случайных людей. Здесь только те, кто чувствует свое призвание и предназначение.

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter