Елена Маньковская: учиться друг у друга и развивать наш культурный канал вместе

Продюсера «Беларусь 3» Елену Маньковскую знают лично очень многие музыканты, актеры и артисты в стране. Под ее чутким руководством в прямом эфире социокультурного канала транслируют все значимые концертные события, начиная с детского конкурса на «Славянском базаре в Витебске» и заканчивая гала‑представлением Минского международного Рождественского оперного форума. Более 50 концертов в год записывает и выдает в эфир творческая команда «Беларусь 3», а еще драматические спектакли и студийные записи оркестра Белтелерадиокомпании плюс портретная программа «Камертон».


Первая строчка в резюме Елены Маньковской — консерваторское образование. И наш сегодняшний разговор неизбежно коснулся общего уровня профессионального мастерства артистов и музыкантов, их готовности к съемкам и желания идти навстречу телезрителям.

— Елена, до появления у нас в стране культурного канала «Беларусь 3», по‑моему, многие концертные и театральные события проходили мимо телевидения. Архивы не пополнялись.

— Совершенно верно. С момента, как у нас была закрыта музыкальная редакция, в фонотеке мы наблюдали полный провал. С открытием «Беларусь 3» ситуация стала исправляться (кстати, 8 февраля телеканал отметит 10‑летие). За эти годы нам пришлось заново выстраивать отношения и с Большим театром, и с филармонией, и с драматическими театрами.

— Была свидетелем много раз, как музыканты в той же филармонии изумленно рассматривали на сцене телекамеры, микрофоны, словно они им мешали.

— Бывало всякое, в том числе и не всегда понятное отношение организаторов концерта, которые нас приглашали снимать мероприятие, но не разрешали нигде ставить камеры. Сейчас уже появилось взаимопонимание, как мне кажется, но остаются неразрешенными некоторые технические и эстетические вопросы. Скажем, для телевидения первостепенное значение имеют картинка и звук. Могу кратко резюмировать проблемы, с которыми сталкиваемся чаще всего: далеко не все концертные залы приспособлены к телесъемкам, нет возможности оснастить их светодиодными экранами, подвесными микрофонами, современным светом. И если артисты эстрады более‑менее приучены к камерам, то симфонические музыканты, оркестранты или артисты балета к крупным планам на экране не сильно приучены. Не все контролируют во время записи телеверсии свое выражение лица или нюансы в одежде, что сказывается потом на качестве трансляции. 
Некоторые вещи я просто не могу дать в эфир, например, если артист читает текст песни с листа, у пианиста нет маникюра или на запястье у альтистки болтается копеечный пляжный браслетик. 
Такие, казалось бы, незначительные мелочи, но на телевизионном экране они выглядят выпукло и сильно снижают впечатление от происходящего на сцене, отвлекают зрителей.

— Вы говорите об этом артистам?

— Конечно. И не устаю работать с дирижерами, хореографами, режиссерами в тандеме, объяснять им какие‑то телевизионные нюансы, прислушиваюсь к их требованиям. Приглашаю постановщиков в ПТС во время записи, потом на монтаж, чтобы мы могли учиться друг у друга новому и развивать наш культурный канал вместе.

— А от зрителей есть обратная связь или ваши труды имеют большее значение для видеоархива Белтелерадиокомпании?

— Первый аргумент, почему мы так много снимаем, — это, конечно, уникальные фонды Белтелерадиокомпании, которые должны регулярно пополняться записями. И второй момент — зрительский интерес, безусловно. В стране проводится огромное количество мероприятий, на которые не все могут приобрести билеты. И телеверсия здесь крайне необходима. Скажем, в прошлое воскресенье мы снимали закрытие Минского международного Рождественского оперного форума. В концерте принимали участие певцы с мировым именем, многих знает и любит белорусский зритель: Магеррам Гусейнов (Азербайджан), Тигран Оганян (Армения), Годердзи Джанелидзе (Грузия), Салтанат Ахметова (Казахстан), Кристиан Бенедикт (Литва), Иван Гынгазов, Полина Шамаева (Россия), Рамиз Усманов (Узбекистан). За дирижерским пультом — заслуженный артист России Антон Гришанин из московского Большого театра. Билеты на это мероприятие были раскуплены задолго до его начала. Знаю, что режиссер концерта, оперная дива Оксана Волкова, сама с трудом купила билет для своего мужа — спохватилась в последний момент.

— Удивляет и представительство артистов в концерте, даже солист из Литвы посчитал нужным приехать на наш форум, хотя, подозреваю, не без сложностей. И как мы знаем, в Милане «Борис Годунов» открывал новый сезон в «Ла Скала» вопреки призывам отдельных политиканов запретить русскую культуру и белорусскую в том числе.

— Сама не ожидала, что на концерте будет так много мировых звезд оперы. И вижу в этом безусловную заслугу нашего государства. Ведь Рождественский оперный форум мы проводили каждый год. Вообще, у нас во время пандемии почти не останавливалась работа в театрах, артисты и музыканты продолжали репетиции, выпускали премьеры, им выплачивались зарплаты. А во многих странах театры просто закрылись, и специалисты там потеряли квалификацию. У нас этого не произошло. 
Думаю, многие наши культурные деятели смогли оценить этот жест по достоинству — и сегодня, когда все устаканилось и в театрах полные залы, работают с воодушевлением и самоотдачей.
— Несколько последних лет вы сотрудничали с оркестром Белтелерадиокомпании.

— И продолжаем эту работу. Открыли целый цикл программ «Вечера с симфоническим оркестром», который пишем в нашей студии «600 метров». Заказываем хороший свет, получаем суперкартинку и суперзвук. Концерты делаем тематические — это театральная музыка, кинохиты, дворцово‑замковые старинные произведения и так далее. А недавно пошли на эксперимент: записали в нашей студии танцевальную постановку Валентины Гаевой «Ад смутку да вяселля». Это автобиографическая поэма, которую Валентина Ивановна поставила для «Хорошек» по мотивам своей жизни: там и последний предвоенный день, который она помнит, в хореографии изобразила, там и деревенская свадьба, и другие щемящие истории. Мы делали телеверсию этой программы на юбилейном концерте Валентины Гаевой в Доме офицеров, но мне показалось, что будет интересно запечатлеть спектакль в нашей телестудии с оформлением. Так что это был первый и, как мне кажется, очень удачный эксперимент. Есть еще много новых творческих идей и планов. Например, хотим записывать драматические спектакли не только в столичных театрах, но и в региональных. Один раз уже ездили в Витебск в театр имени Якуба Коласа. Как мне кажется, получилось снять удачные телеверсии постановок. Но останавливаться не будем. Впереди новые города и новые спектакли!

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter