Источник: Знамя юности
Знамя юности

Елена Бирюкова: я человек, который прощает все

8 сентября на большой экран выходит спортивная драма «Начать сначала», где в центре сюжета – главный тренер сборной России по регби, вернувшийся в родной городок. Ему нужно стать обычным физруком, собрать команду и сделать ее чемпионом. Одну из главных ролей в картине сыграла Елена Бирюкова. О прощении, предательстве, любимом муже, дочерях и том, как ей самой приходилось начинать с нуля, актриса рассказала «Знаменке».


-В чем личная драма вашей героини?

– Из-за главного героя, которого играет Владимир Сычев, она стала инвалидом. Хотя ситуация сложная: с одной стороны, он и не виноват, с другой – последствия есть последствия. Плюс разочарование в любви... В молодости он бросил ее, уехав из-за собственных душевных переживаний. Но спустя годы героиня все-таки его прощает.

– На ее месте вы бы повели себя так же?

– Скорее всего, да. Я человек, который прощает все. Люди слабы, и, мне кажется, самая правильная христианская заповедь – о прощении. Это важно.

– Что вам дала эта роль с точки зрения актерского опыт­а?

– У нас была прекрасная команда: Володя Сычев, Алексей Шевченков, Оля Хохлова. А еще веселая компания: молодой режиссер и заряженная фильмом группа. Съемки проходили в Красноярске: прекрасная природа, люди вокруг чудесные – теперь столько приятелей из того края! Так что фильм принес не только опыт, но и хороших друзей.

– Не пришлось приобретать для роли какие-то интересные навыки?

– Нет, ведь фильм про регби, а моя героиня – учитель музыки в школе, к тому же хромает. А вот ребята, которых снимали непосредственно за игрой, узнали много нового.

– Не заинтересовались регби после съемок в картине?

– Произвело впечатление, что у нас этот спорт, оказывается, развит очень масштабно, особенно в Сибири. В Красноярске есть две очень крутые команды по регби: видные мужики – высокие, широкоплечие. Это занятие, к которому мальчикам весьма стоило бы присмотреться: развивает очень красивую фигуру.

– Пока Глаша еще ребенок, мы с ней пробуем все, что захочет

– Ваша героиня наивная, романтичная и не очень уверена в себе…

– Мне кажется, в первую очередь она смиренная: приняла ситуацию и жизнь такими, какие они есть. Думаю, это святое всепрощение. Когда человек не озлобляется, а находит в трудностях вдохновение и старается идти дальше. Так поступают, в общем-то, все герои «Начать сначала».

– Она прощает любимому мужчине предательство и 20 лет разлуки. А чего бы вы не простили никогда? И какие качества в мужчинах цените больше всего?

– Наверное, то, что вызывает доверие: оно важно в любых отношениях. Надежность, возможность быть уверенной, что не ударят в спину. Мне кажется, я не то чтобы не простила предательства – я бы простила, но начала совсем другую жизнь.

– Случалось начинать все сначала?

– Много раз. Во-первых, когда уехала из родного Минска в Москву. Я воспитывалась в благополучной семье, на тот момент работала в театре и была замужем, но решилась уехать в общежитие и начать с нуля, не имея работы и дохода. Потом, когда ушла из театра Маяковского в свободное плавание, тоже. И каждый раз, когда расставалась с человеком, начинала жизнь заново.

– Что вам помогало, давало сил?

– Любопытство, наверное, и желание измениться. Я не считаю, что конец чего-то – конец всего. Это начало, и надо нырять с го­ловой в новое, если уже решил завершить предыдущий этап. А еще конец – точка духовного роста: когда что-то завершается, ты пере­ходишь на новый уровень, а это всегда интересно и увлекательно. Если человек не двигается вперед, не меняется, он остается ребенком, не желающим брать ответ­ственность за собственную жизнь.

Кадр из фильма «Начать сначала»

– Какое ваше самое счастливое воспоминание?

– Их много. Прекрасное детство, жизнь на даче, полная свободы, пионерлагеря, учеба в институте, утверждение на новую роль, поступление в театр, рождение ребенка. У меня счастливая жизнь.

– Любимый вашей героини весьма авторитарный мужчина. В семье мужчина должен быть властным?

– Мне кажется, счастливая семь­я – это команда, идущая к одной цели. Отношения не приносят радости, если один пытается сломить другого. Это созависимость, которая не дает жизни ни тому, кого подавляют, ни тому, кто стремится подавить. Готовые быть партнерами – зрелые и ответственные за свою жизнь люди, а не властители или жертвы.

– То есть муж в первую очередь должен быть лучшим другом?

– Да, именно в этом направ­лении мы с Ильей и развиваем семь­ю уже почти 15 лет. И, как ни странно, лучшие годы – не первые, а те, когда отношения разменя­ли десятку. Потому что они напол­нены сознательностью, ответ­ственностью, настоящей любо­вью, доверием, поддержкой, когда вы рады идти вместе, рука об руку.

– Крепкая семья – это поиск компромиссов? Или если любишь, то все получается само собой?

– Работа обязательна: не молчать, не скрывать, пытаться разговаривать. Обозначать свои границы, соблюдать чужие и комфортно сосуществовать, прислушиваясь к партнеру. Это должен быть взаимный договор, удобный для обоих. Важно расти вместе: нельзя ставить свои интересы выше потребностей супруга.

– Чему вы научили друг  друга за эти 15 лет?

– Илья научил меня многому. Я стала более дисциплинированной: муж исключительный перфекционист и педант. Я учусь орга­низовывать себя, стараюсь соблюдать систему во всем. А он, мне кажется, научился спонтанности и легкости в принятии решений. Раньше ему надо было много времени – теперь доверяет моей интуиции и, если мне приходит в голову что-то внезапное, относится к процессу творчески и готов к неожиданностям. И сам научился делать сюрпризы.

– Не хочется, например, иногда отдыхать без детей?

– Регулярно так и поступаем. Но в основном такое инициирует женщина: мужчины редко подобным озадачиваются. Я регулярно придумываю нам поездки. Этим летом, например, поехали в Калининград, Светлогорск и Зеленоградск на пять дней. Вдвоем, без детей, наедине. Иногда мы уезжаем на дачу или, когда младшую дочку забирает бабушка, ходим в кино, ресторан. Когда быт, забота о детях отвлекают друг от друга, обязательно проводим время вместе, чтобы не потерять ощущение, как нам хорошо друг с другом.

– Младшую Аглаю воспитываете иначе, чем Сашу? Учли ошибки в воспитании первого ребенка?

– Да, потому что они очень разные, в том числе по характеру. Прислушиваюсь и действую инту­и­тивно. Допустим, когда Саша кося­чила, от нее трудно было добиться извинений. Можно было что-то говорить, строго наказывать – она прос­то молчала, ни слова в ответ. Я в бессилье просто рассы­палась. Аглая – прямая противоположность: только начинаешь, а она уже идет на опережение – на нее трудно сердиться. Она очень эмоционально воспринимает ссоры, и ты понимаешь: только начал выговаривать, а уже перебрал. Дети разные – и подход разный.

С мужем Ильей и старшей дочерью Александрой

– Некоторые родители продолжают воспитывать детей и когда те становятся взрослыми. Как складываются отношения со старшей дочкой?

– Моя позиция (и урок, что выучила с Сашей): нужно уметь отпускать детей. Каждый должен до 22 лет отделиться от родителей. Ужасно, когда взрослые вцепляются в ребенка как клещи, не давая почувствовать себя самостоятельной личностью. Необходимо сепарироваться. Мы рожаем детей не для того, чтобы они стали нашими слугами или рабами. Родителям важно знать: их чада другие и имеют право на самовыражение. Лучше подготовить их к самостоятельной жизни и ни в коем случае не цепляться впоследствии. Как я, в 21 год уехавшая в другой город, тем самым доказав, что могу жить независимо от родителей, поступила и Александра. Я ее уважаю как личность, как самостоятельного человека, в любой момент приду на помощь и дам совет, если это понадобится. Она не только дочь, но и близкий друг.

– Саша уже выпорхнула из родительского гнезда?

– Давно. И я понимаю: если бы больше помогала, дочке было бы комфортнее, но я не хочу, чтобы она зависела от меня. И она тоже. Дочь была в отношениях, а сейчас решила пожить одна, поискать себя.

– Аглае недавно исполнилось 10 лет. Чем увлекается?

– У нее интересы очень быстро меняются: и рисует, и лепит, и занимается музыкой. Она, конечно, творческий человек, даже в большей мере, чем Саша. Но Саша до определенного возраста была просто гениальным художником: училась в школе Сергея Андрияки на бюджете, поступила сама, без моих рекомендаций. Прошла по конкурсу, потом сама все бросила, но это ее выбор. У Глаши сейчас художественные способности проклевываются, ей нравится рисовать, но, пока она ребенок, мы пробуем все, что захочет.

– Актрисой стать не мечтает?

– Пока нет, но и я в ее возрасте не мечтала играть.

– Вас огорчило, что Саша не пошла по вашим стопам?

– Это морально тяжелая профессия, огромный труд. Ты должен любить ее, дышать ей. Если для тебя актерство – просто работа, лучше и не начинать. Саша очень конкретный человек – стала продюсером, но все делает сама: снимает, пишет сценарии, может быть и режиссером, и художником. Человек-оркестр.

– Насколько дочки дружны и похожи?

– У них большая разница в возрасте – 14 лет. Все-таки два разных поколения. Думаю, сравняются, когда Аглае будет 30. Сейчас Саша для Аглаи – вторая мама. Авторитет, руководитель, но не подружка.

– В ком больше узнаете себя?

– В Аглае, наверное: она более творческая, ранимая... Саша прямой человек, в ней больше генов дедушки, который был гендиректором цементного завода.

– Чем запомнится лето? Что важного успело произойти, к чему готовитесь?

– Стараюсь относиться к жизни легко: любые маленькие события – проснулся, светит солнце –прекрасны. С мужем съездили в Светлогорск, Глаша впервые поехала в лагерь по собственному желанию на две недели и очень там повзрослела: должна была сама за собой ухаживать, вставать, ложиться, налаживать социальные связи, искать друзей, поэтому научилась самостоятельности, открыла в себе новые черты....

Елена Бирюкова

Родилась: 7 ноября 1970 года в Минске

Образование: РАТИ (мастерская Л. Хейфеца)

Семья: муж – бизнесмен Илья Хорошилов, дочери Александра (24 года), Аглая (10 лет)

Карьера: сыграла в таких фильмах и сериалах, как «Саша + Маша», «Счастливы вместе», «Универ», «Любовь на сене», «Супер Макс», «Бывшие», «Девушки с Макаровым» и других
Лика Брагина (специально для «ЗН»),

Фото legion-media.ru, kinopoisk.ru, из личного архива Елены Бирюковой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter