За ассортиментом и ценами в магазинах следят профсоюзы и органы власти

Элементы питания

Неблагоприятная геополитическая обстановка, пандемия, раздача Западом «вертолетных денег» — все это вызвало мощный дисбаланс в мировой экономике. Негативные тенденции на внешних рынках отражаются и на стоимости белорусских товаров и услуг. 


Контрольный вопрос 

В поле зрения Федерации профсоюзов — товары первой необходимости. Это крупы, молочные изделия, мясо, масло, пшеничная мука, макароны и многое другое. С экспертом отправляемся в столичный продуктовый магазин на улице Заславской. 

Ассортимент на прилавках радует. Кило крупного красного лука из России продают за 1 рубль 77 копеек, белый дороже на 24 копейки. Самый выгодный вариант — белорусский репчатый за 1 рубль 57 копеек. Рядом свекла столовая — 1 рубль 43 копейки. 

Олеся Артюшина, заведующая отделом социального партнерства и трудовых отношений Минского городского объединения профсоюзов, отмечает, что по всей стране выросло количество экспресс-мониторингов. Только с 4 по 8 марта специалисты проверили 155 торговых объектов. Особое внимание — социально значимым товарам белорусского производства. 

— На контроле в первую очередь те продукты, которые пользуются повышенным спросом. Это плодоовощная продукция, разные виды круп, соль, сахар, куры и так далее. В абсолютном большинстве проверенных магазинов все эти товары есть на прилавках в достаточном количестве. Зафиксированы единичные случаи отсутствия в продаже, например, некоторых видов овощей. Но такие ситуации не носят системного характера и, как правило, уже на следующий день исправляются, — отмечает Олеся Артюшина.

Изучаем различный ассортимент. Цены вносятся в специальный табель. Полученной информацией специалисты при необходимости делятся с МАРТ и КГК.

В торговом зале своими наблюдениями охотно делятся покупатели. Так, в последнее время почти в два раза подорожал красный перец: турецкий овощ стоит 23 рубля 35 копеек. Кофе в зернах за две недели прибавил 10 рублей, и сейчас за упаковку просят 35 рублей. Подорожали импортные яблоки, которые сейчас продают от 3 рублей 58 копеек до 5 рублей 39 копеек. Удивила и стоимость влажных салфеток — 6 рублей. Как отмечают специалисты, в первую очередь рост цен наблюдается на импортные товары, которые не контролируются государством. 

В том, чтобы стоимость товаров была справедливой, важную роль сыграло постановление Совета Министров № 36 «О регулировании цен на плодоовощную продукцию».

— С момента вступления в силу этого решения профсоюзы взяли на особый контроль вопросы стоимости, наличия и качества традиционных белорусских овощей в магазинах. В результате в среднем цены на капусту в феврале по сравнению с январем снизились практически на 18 %, на картофель — более чем на 10 %, свеклу — 6,8 %, — рассказывает специалист. 

В то же время на момент проведения ежемесячного мониторинга в Брестской, Могилевской, Минской областях и столице зафиксированы отдельные случаи продажи плодоовощной продукции невысокого качества. Так, в одном из столичных магазинов Фрунзенского района жители пожаловались на продажу неприглядного почерневшего картофеля. С ситуацией разбираются по цепочке — от производителя до конечного продавца. 

Сбалансированный прогноз

В отделе бакалеи замечаю, что на полке недостает белорусской муки. По словам Анны Хаткевич, заведующей торговым объектом, ситуация обу­словлена сбоем в доставке. Она заверила, что поставщики оперативно решают проблему. По ее наблюдениям, ажиотажа в магазине нет, для удобства покупателей тот же сахар разместили на отдельном стеллаже сразу на входе. 

К слову, в магазине сладкий товар можно купить от пяти предприятий. Килограмм сахара-песка свекловичного стоит 1 рубль 77 копеек, кускового — 3 рубля 5 копеек. Хотя за последние недели сахар заметно прибавил в цене. Глава концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков отметил, что цены на эту продукцию выросли на 6 % по сравнению с 1 января 2022 года. Рост обусловлен выравниванием дисбаланса цен, который сложился в Беларуси и на рынках соседних государств. 

— В начале года мы видели ажиотажный уровень спроса на сахар. В какой-то степени он был спекулятивный, вызванный тем, что изменения цен на внешних рынках в большую сторону привели к массовому вывозу сахара за пределы страны. Для того чтобы сдержать этот поток, было принято решение незначительно увеличить стоимость для внутреннего рынка и ввести лицензирование на вывоз сахара на экспорт, — говорит Олег Жидков.

Также эксперт связывает рост цен со сбоями в логистических цепочках. Причина кроется не только в закрытии украинских портов, но и в нарушении устоявшихся маршрутов, которые связаны с железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом.

После введения Беларусью эмбарго на поставку ряда товаров из европейских стран налаживаются контакты с восточными производителями. Например, на прилавках магазинов можно увидеть персики из ЮАР, помело из Китая, дыню из Бразилии. 

В то же время подорожали некоторые импортные товары, особенно бытовая техника. Конечно, бизнес стремится перекладывать курсовую разницу в розничные цены. Но все же товары, которые сейчас на полках, приобретались по старому курсу. Покупатели начали жаловаться в МАРТ на работу интернет-магазинов, где стоимость менялась буквально по часам. Фактически при подтверждении заказа по телефону или через онлайн-форму фиксируется цена, которая указана на этот момент. Продавец не имеет права изменять условия договора купли-продажи после согласия оплаты на покупку. Кроме того, отказ продавца от заключения публичного договора с потребителем при наличии возможности предоставить ему соответствующие товары не допускается.

В Комитете госконтроля напомнили: необоснованный рост цен ведет к серьезным штрафам: только на ИП или юрлицо — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, работ, услуг, и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам, установленным в соответствии с законодательством, не говоря уже о финансовом наказании для должностных лиц. 


Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ:

— Объективных причин для резкого повышения цен нет. Беларусь за более чем два десятилетия сумела обеспечить продовольственную безопасность. У нас производится достаточно продуктов питания для насыщения внутреннего рынка. На них ажиотажного спроса быть не должно. В то же время, на мой взгляд, необходимо выделить группу позиций критического импорта, определить объемы его потребления и сформулировать к этой категории гибкий ценовой подход. Ведь мы покупаем за рубежом сырье для своего производства, некоторые товары по более высокой стоимости. И это разогревает нашу внутреннюю инфляцию, поскольку растет себестоимость у наших товаропроизводителей.

Когда курс доллара растет, сначала наступает неопределенность — это было, например, в 2008 году. В такой ситуации кто-то оставляет цены на старом уровне, а кто-то, наоборот, пытается их поднять. Хотя предпосылок для этого нет, ведь закупали товары за другие деньги, и по сути, у крупных ретейлеров всегда имеется запас техники на месяц. Как минимум две — четыре недели цены должны оставаться на том же уровне. Повышение стоимости — попытка воспользоваться ажиотажем и заработать больше денег. При этом нередко возникают ситуации, когда народ скупает технику, стараясь таким образом сохранить сбережения. А через пару месяцев от ненужных телевизоров и ноутбуков пытаются избавиться за полцены.

И еще. На протяжении последних нескольких лет мы тоже идем по пути дедолларизации. После развала Советского Союза национальная валюта была ненадежная, наблюдалась огромная инфляция. На помощь пришли иностранные дензнаки. Сегодня идет обратная тенденция — страны ищут альтернативу доллару, в том числе для международных расчетов. Мы видим, что на днях правительственные делегации Беларуси и России приняли решение отвязаться от доллара и перейти на российские рубли в энергетических расчетах. 
hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter