Как ни хотелось бы поклонникам «чистого IT», технологический мир перевернут не только микропроцессоры, возобновляемые источники энергии и водородные реакторы. Сложные электронные системы бесполезны, а иной раз даже опасны, если невозможно обеспечить их бесперебойное питание. Владельцы современных машин, наверное, знают: если вдруг «вырубится» на ходу электропитание, автомобиль превращается в неуправляемый болид. Если отключится электричество, то умный дом мгновенно превращается в глупый. Возможно, даже опасный. Не говоря уже про более сложные навигационные системы, регулирующие транспортные потоки, работу городского обеспечения, производственных автоматизированных систем… Поэтому одним из направлений технологической революции является разработка и внедрение технологий накопления и хранения электроэнергии.
Спрос рождает предложение
Международная консалтинговая корпорация McKinsey опубликовала отчет о технологиях, которые изменят жизнь, бизнес и мировую экономику в целом. И одна из самых важных — системы накопления и хранения энергии. В ближайшем будущем их производство превратится в мощнейший нанотехнологический кластер. Основные принципы, на которых зиждется функционирование любых аккумуляторов, были открыты в лабораториях давным-давно. Археологи утверждают: мол, электрические банки были известны еще древним шумерам за несколько тысяч лет до нашей эры. Но сегодня аккумуляторная промышленность развивается стремительными темпами. И современный свинцово-кислотный аккумулятор преображается на глазах за счет внедрения десятков и сотен патентов и научных изобретений. За последние годы принципиально изменились технологии производства свинцовых пластин: стали более экологичными и за счет улучшения структуры металла продлевают жизнь батареи и улучшают ее характеристики. Постоянно проводятся исследования по использованию новых материалов, улучшению характеристик электролита, электропроводности… Словом, современный аккумулятор — это итог работы самых разнообразных научных направлений.
Именно поэтому американцы активно открывают новые заводы по производству аккумуляторных батарей. Прагматичные американские бизнесмены четко смотрят в будущее. Спрос на свинцовые батареи различных модификаций только растет. Во-первых, при всей популяризации электромобилей классический автопром на тяге внутреннего сгорания продолжает расти. Соответственно, увеличивается спрос на стартовые свинцово-кислотные батареи и на первичном, и на вторичном рынках. Во-вторых, огромную потребность в средствах хранения и накопления энергии испытывает как традиционная, так и зеленая энергетика. Комплексные системы хранения энергии позволяют сглаживать пиковые нагрузки производства и потребления электричества, которые не совпадают. Аккумуляторы позволяют улучшить энергетическую логистику и значительно повысить эффективность использования генерирующих мощностей, а цена энергии — это ключ к мировым рынкам. В-третьих, микропроцессоры, контроллеры все глубже внедряются в различные отрасли. Электроника фактически сегодня правит миром. И поэтому современные системы — транспортные, навигационные, логистические, коммуникационные и так далее до бесконечности — требуют бесперебойных источников питания. И аккумуляторы являются одним из вариантов устойчивого энергоснабжения при любой погоде. Даже при катаклизмах. Впереди планеты всей
Словом, развитие свинцово-кислотных технологий является одним из факторов экономической безопасности. Именно поэтому развитые страны постоянно наращивают производственные мощности и развивают научно-техническую базу. Впереди планеты всей США. В феврале этого года свинцовая аккумуляторная индустрия подвела итоги. Оказалось, что отрасль принесла экономике Штатов 28 миллиардов долларов, создала 20 тысяч рабочих мест напрямую и около 95 тысяч — в смежных отраслях промышленности. Аккумуляторные компании росли даже во время кризиса! А инвесторы открывали новые заводы. Например, новое производство открыла корпорация EastPenn в штате Айова. Эти мощности предназначены для обслуживания канадского рынка. Всего же американские инвесторы в индустрию свинцово-кислотных аккумуляторов планируют вложить до 2025 года несколько миллиардов долларов. И инвестиции должны себя оправдать. Оборот мирового рынка систем хранения энергии к 2030 году достигнет 80 млрд долларов.
Да, возможно, в будущем новые технологии хранения энергии изменят картину аккумуляторного мира, но это «возможно» — одна из опций развития индустрии, и, скорее всего, будут эффективно функционировать и развиваться разные направления — и литиевые, и графеновые, и свинцовые, и многие другие. Но американские эксперты уверены: это произойдет через десятилетия. Пока рынок свинца демонстрирует стабильный рост. Во-первых, при всей своей привлекательности альтернативные технологии еще до конца не избавились от многочисленных «детских» болезней. В конце концов, первые литиевые батареи выпустила компания Sony только в 1991 году. Детский возраст для отработанного изделия по всем статьям. Да, литий по электроемкости выигрывает у свинца. Но, во-первых, очень чувствителен к высоким и низким температурам. Комфортным является диапазон 4—20 градусов. Если температура выше или ниже, кардинально падают технические характеристики. Кроме того, литиевые системы не любят полной разрядки, перепадов напряжения при зарядке, требуют внимательного обслуживания. Надо добавить, что практически все современные электромобили имеют свинцово-кислотную батарею для тестировки и поддержки бортового питания. Кроме того, до конца не отработаны технологии их переработки и утилизации. Конечно, кое-какие варианты имеются, но они пока далеко не совершенны. К тому же они слишком дорогие в использовании. А рециклинг свинцово-кислотных батарей давно отработан, из вышедшего из строя аккумулятора 99 процентов его компонентов возвращается в производство нового изделия. В странах ЕС и США свыше 90 процентов батарей поступает на повторную переработку. Причем технологии давно известны и экологически полностью безопасны. На современных заводах внедрены все возможные средства автоматизации. Даже рабочий персонал вмешивается в процесс фактически с экранов сенсорных мониторов.
Закрыть пробел
В Беларуси аккумуляторная промышленность только зарождается. В этом важном, стратегическом для развития экономики направлении мы отстаем даже от соседей. Страна полностью зависит от импорта батарей. А это и десятки миллионов долларов импорта, и необходимость закупать батареи у иностранных производителей не только для рядовых автолюбителей и машиностроительных предприятий, но и для стратегических объектов. В том числе силовых структур. Что, несомненно, не является фактором, повышающим национальную безопасность. Не так давно два современных профильных предприятия открыли в Украине, в декабре прошлого года в Татарстане на территории ОЭЗ «Алабуга» введен в эксплуатацию новый аккумуляторный завод. Теперь Россия до 60 процентов собственных нужд обеспечивает своим производством и планирует и дальше наращивать мощности по выпуску свинцово-кислотных батарей. Недавно состоялся торжественный пуск аккумуляторного завода «Элбат» в Армении. Беларусь же пока импортирует АКБ. И в больших количествах: основные поставщики — Польша, Россия и Украина.
Предприятие «АйПауэр» в Бресте должно «закрыть» этот важный технологический пробел. И страна его может быстро наверстать. Научное обеспечение зарождающейся отрасли способны осуществить профильные институты Национальной академии наук и кафедры Белорусского национального технического университета. У белорусских ученых есть интересные задумки и разработки. Но они приобретают ценность, только если есть производство для их внедрения. И завод в Бресте станет базовым для новой отрасли. А аккумуляторы — тот товар, который способен создавать новые высокотехнологичные и производительные рабочие места. Причем не только непосредственно на ключевых заводах индустрии, но и на смежных предприятиях. Ведь для тех же систем накопления и хранения энергии необходимы выпрямители, системы управления, программное обеспечение…
Зарождающаяся в стране аккумуляторная отрасль может стать базовой для нашей промышленности
Элементы питания экономики
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.