В прошлом году цены в стране выросли на 12%. При этом в отличие от предыдущих лет главным драйвером роста оказалось вовсе не продовольствие, а платные услуги населению. Продукты питания за год подорожали на 11%, но именно в этом сегменте официальная статистика отметила: отдельным товарам в рознице даже удалось подешеветь. Например, свинине. Просто в предыдущие годы она дорожала настолько стремительно, что еще чуть-чуть, и белорусы приняли бы роковое для производителей решение стать вегетарианцами.

Хлеб – имя существительное
Недавнюю отмену ценовых ограничений на социально значимые товары хлебокомбинаты восприняли с воодушевлением. Даже несмотря на то, что в ассортименте выпускаемых товаров социальный хлеб занимал не такое уж значительное место (скорее, производители держали его в списке для того, чтобы их оставили в покое госорганы), тем не менее руки у них теперь развязаны. Ведь выпечка тех сортов хлеба, которые относились к социально значимым, означала работу с рентабельностью минус 15 процентов.
— За 2015 год цены на хлебобулочную продукцию в стране практически не изменились, подорожал хлеб всего на 5%, что более чем вдвое ниже уровня официальной инфляции, — напоминает Анатолий Сергей, директор Вилейского хлебозавода. — В ближайшее время, я думаю, в Беларуси хлеб дорожать не будет. Конкуренция на нашем рынке сегодня очень высокая.
Это в советские годы хлебозаводы безраздельно правили каждый в своем регионе, не выбираясь за пределы очерченных кем-то территорий. Цены, правда, им поднимать не давали, но, тем не менее, рынок был строго поделен, а сбыт — гарантирован. Сегодня даже «дома», для того чтобы попасть на полки местных магазинов, приходится потягаться с коллегами. Например, Вилейский хлебозавод в своем родном районе продает только 44% объемов своего производства. Возят товар в Минск и Минскую область (15%), Мядель, Поставы, Сморгонь, Ошмяны, Островец, Бегомль и Миоры, довозят свой хлеб даже до Гродно. Но везде картина примерно одинаковая – очень много предложений от других хлебозаводов. Вывод в данном случае один: только попробуй поднять цену – и твое место на полке займут другие.
— Хлеба у нас даже перепроизводство сегодня наблюдается в стране. Вот мы в свое время выпускали 30 тонн в сутки, сейчас — только 16—18, — говорит Анатолий Сергей. – Просто потребление сокращается, сказывается мода на здоровый образ жизни. Сегодня на каждого жителя страны приходится всего 180 граммов хлеба в сутки, а в конце 1990-х белорусы до 2 килограммов съедали. Так что диета в каком-то смысле вредит производителям.
В Беларуси самым большим спросом пользуется простой формовой хлеб, он же дает заводам и самую большую рентабельность. При этом производителям он интересен еще и потому, что обходится дешевле по выпечке. Но вал такого спроса формирует провинция, а вот в Минске, областных и районных городах такие хлебные «кирпичики» как раз не в почете – там предпочитают хлебобулочную продукцию и подовый хлеб. Кстати, все хлебозаводы страны констатируют: в последние годы растет спрос на упакованный и разрезанный хлеб. Видимо, домохозяйки со временем оценили все его удобства и преимущества.
Сыр всему голова
Молочные продукты – интересное направление рынка. Вроде бы делаются они из молока своих белорусских коров, но импортных составляющих в них можно встретить немало. Например, большинство вкусовых добавок и наполнителей, а также упаковку производители закупают за рубежом.
— Нас поставщики уже «обрадовали» – цены на наполнители они повышают вдвое, что, конечно же, не может не сказаться на себестоимости продукции. Будем внимательно следить за ситуацией, — говорит Наталья Черник, начальник отдела маркетинга Туровского молочного комбината.
Повышать цены резко молочные предприятия все же опасаются. Пусть молочка и относится к категории продуктов первой необходимости, но покупатель сможет минимизировать ее потребление. Например, начнет отказываться от утренних йогуртов или от перекусов бутербродиками с сыром. А это чревато снижением продаж.
На такое поведение потребителей у некоторых производителей, конечно, имеется свой ответ. Например, в 2013 году они впервые задали покупателям загадки типа «желтый с дырками, но не сыр» или «густая и жирная, но не сметана». Для тех, кто не знает ответ, подскажу: сырный и сметанный продукт. То есть недорогие товары, которые изготавливаются в соответствии с технологией производства, но в них содержатся жиры и белки немолочного происхождения, например соя. Но массовое появление на белорусских прилавках таких суррогатов, за исключением разве что всем известных сливочно-растительных спредов (так называемых молокосодержащих маргаринов), маловероятно. Наши покупатели привыкли к продуктам более высокого качества, и заменить сметану продуктом с «добавлением растительных жиров», а кефир – «напитком, при производстве которого вместо кефирных грибков используются закваска молочнокислых организмов и дрожжи», для молочных компаний означает потерю репутации.
Кстати, в прошлом году молочные продукты в стране дешевели: кефир — на 2,6%, молоко — на 1,2%. Да, на 1,2% подорожал творог, сметана — на 2%, а йогурты — на 5%, но в масштабах инфляции прежних лет это очень скромный результат. Специалисты отмечают немаловажный момент: даже сыры, доля импортного сырья в которых очень высока, в цене за год почти не изменились: твердые — на 0,02%, мягкие — на 2,3%, плавленые — на 2,5%. Учитывая, что уровень девальвации национальной валюты в 2015 году был вовсе не маленьким, это говорит о том, что молочные заводы пока еще могут себе позволить не поднимать ценник.
Мясникам подложили свинью
В 2015 году свинина на белорусском рынке подешевела на 10,9%, а свинина бескостная – на 10,4%. При этом мясные консервы подорожали на 2,2%, а колбасные изделия и копчености – на 3,6%. Снижение цен на мясо в прошлом году объясняют высокой базой 2014 года. После вспышки африканской чумы свиней и последовавших за ней антикризисных мер внутренний рынок временно оголился, и на нем возник дефицит сырья. Многие сегодня помнят, как стремительно дорожали колбасы полтора года назад. Но в 2016 году, как рассказывают представители мясокомбинатов, ситуация будет обратной: охлажденное мясо будет дорожать, а продукция с добавленной стоимостью, наоборот, дешеветь.
Почему так будет происходить? Все просто: в настоящий момент себестоимость нашей свинины в полутушах составляет 45—46 тысяч за килограмм. С одной стороны, недорого, но представьте, что из России такую же по качеству свинину можно привезти по цене 40 тысяч за кило и даже чуть дешевле. К большому сожалению наших мясоперерабатывающих комбинатов, по существующему законодательству они не имеют права продавать импортную свинину в виде охлажденного мяса, а только могут направлять ее на переработку.
— Получается, что производителям выгодно покупать российскую свинину и делать из нее колбасу, а ту, что производят у нас, придется продавать в разделанном виде, — объяснили корреспонденту «Р» на одном из мясокомбинатов.
Но вся проблема в том, что нехватка на рынке свинины белорусского производства все еще ощутима. По крайней мере, на мясокомбинатах говорят, что условия сегодня диктуют не они, а сельхозпроизводители, которые в последнее время даже отказываются работать по предоплате. Еще недавно всем казалось, что рост курса доллара и подорожание кормов должны были провоцировать колхозы на быстрый забой и более активную сдачу мяса на комбинаты, но пока эти прогнозы, увы, не сбываются.
Кстати, такая стратегия вскоре может им выйти боком. Просто соседский российский рынок становится все более сильным. Шутка ли, производители свинины из России смогли начать экспорт спустя всего три года после того, как страна была в числе одних из крупнейших импортеров этого мяса в мире, уступая лишь Японии. За короткое время внутреннее производство там выросло на 26%, а импорт снизился более чем на 80%. На подъем отрасли повлияло увеличение поддержки сельского хозяйства со стороны правительства, а это, в свою очередь, произошло после введения продуктового эмбарго в отношении США и ЕС в ответ на санкции против России. Так что не исключено, что через несколько лет рынок мяса у нас изменится кардинальным образом.
Картошка недлительного хранения
Культура, появлению которой в наших широтах мы обязаны русскому царю Петру I, – повод для отдельного разговора. Цены на свою продукцию в 2015 году производители картофеля снизили на две десятых процента. Это при том, что бывали месяцы, когда картошка дорожала очень сильно. Например, такой рост был зафиксирован в декабре – сразу на 5,8%. Тем не менее в целом отмечены предпосылки к удешевлению. Они связаны, во-первых, с неплохим урожаем в 2015 году, а во-вторых, с увеличением количества картофелехранилищ. Ими обзавелись многие хозяйства. Но, увы, не все. Поэтому в ближайшие месяцы картофель будет дорожать.
«Сложившиеся погодные условия вегетационного периода и периода закладки картофеля на хранение оказывают негативное влияние на состояние клубней», — признали недавно в Минсельхозпроде. Острая нехватка мощностей хранения уже давно остается большой проблемой нашего рынка. В условиях, когда невозможно сохранить урожай, хозяйствам приходится продавать большую часть своей продукции в период уборки, что сильно «роняет» цены на рынке. С наступлением холодов, по мере того как неправильно заложенный на хранение картофель начинает портиться, цены начинают расти. А на помощь нашим производителям, которые не могут поставлять на рынок картофель в прежних объемах, традиционно приходят импортеры. Уже в конце февраля — начале марта на прилавках появляется молодой египетский картофель, который стоит заметно выше нашего, и поэтому чисто статистически цены растут очень проворно.
Огурцы-молодцы
В прошлом году в защищенном грунте у нас произвели 122,3 тыс. тонн овощей, или на 6,6% больше, чем в 2014 году. Производство огурцов составило 54,6 тыс. тонн (плюс 10%), помидоров — 66,5 тыс. тонн (3,7%), прочих овощей – 1,3 тыс. тонн (22,6%). То есть импортозамещение у нас работает, но при этом в прошлом году именно плодоовощная продукция оказалась абсолютным рекордсменом по росту цен – 37,7%. Немалую лепту в общую копилку внесли именно местные помидорчики и огурчики, которые, кстати, заметно проигрывают в цене привозным овощам.
Перспективы на нынешний год не радуют – производители говорят, что растут цены на семена и удобрения, а это должно сказаться на себестоимости их продукции. Но это лишь одна сторона медали. Вторая — для того, чтобы зимой, когда на улице низкая температура, теплицы работали и производили продукцию, их нужно обогревать. Доля энергоносителей в тепличном бизнесе в структуре затрат достигает 40% и выше. Цены для производителей энергетики в январе уже подняли, а теперь, чтобы минимизировать свои потери, они вынуждены будут взвалить эти дополнительные расходы в том числе и на плечи покупателей.
Производители продуктов питания сходятся в одном: даже если инфляция будет прибавлять чуть быстрее, чем запланировано прогнозами, меньше кушать наши соотечественники точно не станут. Но в росте цен всегда сокрыта угроза: более дорогие продукты в рационе могут заменяться теми, что подешевле. А это значит, что руку на пульсе придется держать всем — и производителям, и торговле. Ведь, как показала практика, внимания покупателя можно добиться, только идя на комплексные скидки. Кстати, внутренний рынок производственникам нашим благоволит — дорожающий доллар делает импортные продукты питания менее доступными для населения, а это значит, что внимание покупателя все чаще будет останавливаться на товарах с маркировкой «Сделано в Беларуси».
benko@sb.by