Источник: Знамя юности
Знамя юности

Корреспондент «Знаменки» вместе с молодыми следователями училась раскрывать преступления

Элементарно, Ватсон!

Под Гомелем прошел учебно-методический сбор сотрудников следственных подразделений всего региона, чей стаж службы в СК не превышает двух лет. Следователи занимались специальной и медицинской подготовкой и оттачивали мастерство на месте преступления. Для них смоделировали пять ситуаций, в каждой из которых нужно было отработать максимально эффективно. Корреспондент «Знаменки» тоже попробовала себя в роли сыщика, научилась не затаптывать улики и не доверять первому впечатлению.


Важна любая мелочь

Тело пролежало на обочине несколько часов, прежде чем его нашел кто-то из возвращавшихся от реки рыбаков. Сразу вызвали милицию, а затем и следователей. Группа из 40 специалистов тут же принялась изучать место, как выяснилось, преступления. Следы шин усложнили ситуацию, так как с работой на месте дорожно-транспортного происшествия многие из них столкнулись впервые. Следователь Речицкого РОСК Ирина Мороз, тщательно зарисовывая расположение следов, перечисляет свою обычную работу:

– Грабежи, смерти, разбои, много «хулиганок» стало. У нас всего пару часов, а обычно на такое место преступления уходит от четырех до шести. Нельзя упустить какой-то след. Следователь должен быть очень внимательным и дотошным.

Учебу Следственный комитет для молодых сотрудников организовал масштабную. Центральная ее часть – локации с различными преступлениями. Со следователями провели теоретическое занятие на каждую из тем, а затем отправили самостоятельно отрабатывать место преступления.

Начальник управления Следственного комитета по Гомельской области Сергей Паско знает, насколько важно правильно организовать работу на месте происшествия:

– Чем профессиональнее себя поведем, тем эффективнее сможем расследовать дела и раскрывать преступления. Вся делается сообща с другими специалистами, потому здесь представители УВД, ГАИ, МЧС, Комитета судебных экспертиз, инспекции охраны животного и растительного мира.

Руководитель одной из площадок старший следователь первого следственного отделения Гомельского городского СК Иван Журавлев подробно дает молодым коллегам теорию работы на местах ДТП. Записываю в блокнот и я, познаю азы. Оказывается, самое трудное – правильно зафиксировать положение следов. Каждый лишний сантиметр или незамеченный осколок может оказаться решающим в доказательстве вины. Улики рисуем на системе координат – такой, как в школе, с осями Х и Y.


Зачем сыщику лак для волос

После этого берем рулетки, веревки, бечевки в руки – и марш измерять территорию. По периметру натянуты базовые линии, привязанные к стационарным объектам. Первую, например, протянули строго на север от ЛЭП-162. От нее замеряем начало следов торможения.

– А как понять, что это начало, а не конец? – интересуюсь у профессионалов.

– Здесь следы плавно начинаются, а с противоположной стороны заканчиваются резко, когда останавливается машина.

Я не самый внимательный сыщик, потому, кроме тела-манекена, увидела только осколки поворотника и след ботинка на земле. Любопытно, что перед снятием слепка эксперты фиксируют след обычным лаком для волос – чтобы поверхность не осыпалась и не лишила следователей улики. В залитый цемент укладывают деревянные палочки для крепости. А следователи тем временем старательно описывают характеристики следа в протокол. Это вам не просто отпечаток ботинка, это «объемный след подошвы обуви в продольном направлении длиной 28 сантиметров, близкий к овальной форме» более чем с десятком характеристик…


Самый сложный квест

Замначальника отдела Следственного управления Роман Якинец на своей локации и вовсе устроил для молодых коллег квест. В разрушенном здании обнаружено тело, прикрытое газетой, с ножевым ранением в сердце. Рядом следы возгорания – кто-то явно заметал следы. Нож на полу, бутылку с горючей жидкостью и записку с назначенной встречей в кармане погибшего я нашла быстро.

– И все? – разочарован Роман Якинец. – Внимательно смотрим на газету. Есть адрес, на который она выписана. Одно из объявлений о лекарстве против давления обведено. Если погибший не болел, то, вероятно, убийца – гипертоник. В другом кармане – чек из магазина. Посмотрим по камерам: может, он туда в указанное время заходил вместе с преступником. Да и этот нож  –  не орудие преступления. Второй, с пятном бурого цвета, спрятан чуть дальше.

Шерлока Холмса из меня не вышло, но сообща с участниками учений мы, суммируя все локации, придумали свою версию событий. Кто-то ехал на рыбалку, сбил человека, выловил неположенное количество рыбы и решил сбежать за границу. Свидетель его браконьерских и смертельных действий все же нашелся. Тогда преступник решил убить и сжечь его. В итоге не выдержал груза вины и покончил с собой. Или ему кто-то помог…

Уверена, что у студентов Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины и Гомельского филиала Международного университета «МИТСО», которые наблюдали за происходящим, раскрутить клубок преступлений получилось бы лучше. Они  –  юристы и в будущем могут выбрать профессию следователя.


valchencko@mail.ru

Фото Ивана КУЗМЕНКОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter