Почему электробусы пока проигрывают автобусам на городских улицах?

Электротяга к жизни

Многие минчане уже успели заметить стильные и бесшумные электробусы, которые заменили своих старших «рогатых» братьев на нескольких маршрутах города. Ездить на них удобно и приятно. Но смогут ли они конкурировать с классическими троллейбусами и автобусами, будучи привязанными к станциям зарядки?

В 2018—2019 годах Минск может приобрести еще 60 электробусов
Фото Владимира Шлапака

На прошедшей в Минске Транспортной неделе специалисты много спорили о будущем отрасли. Одно из самых оживленных обсуждений вызвало как раз появление электробусов. Этот «недоавтобус» или «перетроллейбус» заставляет о многом задуматься. К примеру, о том, что с этим чудом делать дальше? Практика выявила как неоспоримые преимущества нового вида транспорта, так и некоторые его существенные недостатки.

Безусловно, электробус — это инновационное транспортное средство, у которого наверняка есть будущее. Тем более что он отличается повышенной комфортностью и удобством проезда для всех категорий пассажиров, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. А эксплуатировать электробус можно при любой температуре — от минус 40° С до плюс 40° С. И пассажировместимость у этого транспорта хорошая — 153 человека.

Главный конструктор «Белкоммунмаша» Олег Быцко говорит, что в целом по затратам на один километр эксплуатация электробуса, по данным «Минсктранса», на 3,8% выгоднее, чем троллейбуса на тех же маршрутах. С автобусами сравнивать, конечно, трудно, но есть один неоспоримый плюс — экологичность.

Главная проблема электробуса — если он отстанет от графика, то нагнать будет очень тяжело, поскольку через каждые 25 километров ему нужна подзарядка. Даже если она займет 5—6 минут, в условиях большого города это огромные временные потери.

Еще одна головная боль производителя — прямая зависимость между весом транспорта и расходом энергии. По словам Олега Быцко, есть задача по уменьшению массы электробуса:

— Но мы бы не хотели решать ее за счет более легких, но очень дорогих материалов. Можно сделать весь электробус из стеклопластика, но он будет слишком дорогим. На рынок тогда можно и не выходить. Заказчики смотрят в первую очередь именно на стоимость.

Возможно, снизить вес транспорта без повышения конечной цены получится при каких-то преференциях со стороны государства. Главный конструктор «Белкоммунмаша» сетует, что в стране всячески готовы поддерживать электромобили и создавать для них инфраструктуру, но, к сожалению, электробусы никак не учтены во всех этих действиях:

— Легковые машины на электротяге государству кажутся более приоритетными. Но нам тоже нужны, скажем, налоговые льготы для развития.

Зато кое о чем и государство, и участники рынка уже говорят почти что вслух — о необходимости нового взгляда на городской транспорт с точки зрения экологии. Необходимо экономическое обоснование: что лучше — скорость и мобильность дизельных и газовых автобусов или экологичность, но неповоротливость и зависимость от станций зарядки электробусов. Предварительные расчеты говорят о том, что стоимость запуска одного электробусного маршрута превышает стоимость нескольких автобусных маршрутов.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter