Электротрактор «Беларус-3023»

На выставке «Агротехника-2009» в Ганновере ПО «Минский тракторный завод» был удостоен серебряной медали за разработку трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой коробкой передач и электроприводом.

В чем его преимущества перед своими «собратьями»?

На выставке «Агротехника-2009» в Ганновере ПО «Минский тракторный завод» был удостоен серебряной медали за разработку трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой коробкой передач и электроприводом.

В настоящее время выпущено лишь несколько первых действующих прототипов трактора «Беларус 3023». В этой машине дизельный двигатель передает вращательное движение электрогенератору, работая в оптимальном по топливной эффективности режиме все время, а тяговый электродвигатель приводит в движение все четыре колеса. На тракторе использован стандартный задний мост, усилие на который передается тяговым двигателем. Между дизелем (6-цилиндровый двигатель по выбору от Detroit Diesel с 221 кВт/300 л.с. или от Deutz с 223 кВт/303 л.с.) и задним мостом, где у подобных машин расположены сцепление и коробка передач, у модели 3023 находится мотор-генератор и тяговый двигатель. Генератор вырабатывает электрический ток с напряжением 850 вольт, которое тяговым электродвигателем приводит в движение трактор со скоростью до 40 км/ч.

Электрическая трансмиссия создавалась совместно с российским электротехническим концерном ООО „Русэлпром-Электропривод». Специалисты признают, что она является будущим тракторостроения. В тракторе теперь на 40 шестерен, подшипников и 20 валов меньше. За счет этого, а также за счет оптимального управления дизелем,  достигнуто уменьшение потребления топлива на 10—15 проц.

Коробка передач — бесступенчатая электромеханическая с электроприводом переменного тока 800 В. Два механических диапазона с фрикционными гидроуправляемыми муфтами обеспечивают диапазоны скорости движения до 20 и до 40 км/ч. К началу серийного производства этот редуктор планируется упростить до двух ступеней: одна — для полевых работ, вторая — для транспортных.

Длина трактора — 640 см, ширина — 263 см, высота — 325 см, база — 326 см. Порожний вес 12500 кг, максимально допустимая масса 18 т, полезная нагрузка 5 500 кг. Шины в основной комплектации: передние — 540/65 R 30, задние — 580/70 R 42.

Работать с бесступенчатой электромеханической коробкой передач просто. Направление движения выбирается рычагом с правой стороны приборной панели: это возможно даже во время движения. Диапазон движения переключается маленьким рычагом, расположенным справа на боковой панели управления: до 20 или до 40 км/ч. Остается нажать на педаль хода — двигатель увеличивает обороты, чтобы произвести необходимый для тягового электродвигателя ток и начинать работу. Например, с плугом, без привычного уменьшения частоты вращения вала двигателя. Держа ногу на педали, вы можете регулировать рабочую скорость движения. Нажатием кнопки на большом рычаге хода справа — выбирать режим движения, задающий желаемую максимальную скорость, которую трактор должен обеспечивать во время работы.

Маленький джойстик «реверса» справа от панели приборов служит для включения заднего хода, на заднем плане внизу — педаль акселератора. В кабине слева на мониторе показывается скорость движения (заданная и фактическая) и указано число оборотов двигателя. Внизу расположены индикаторы температуры охлаждающей жидкости и напряжения в блоке силовой электроники. Небольшая рукоятка справа переключает группы, через кнопки на рычаге включаются режимы («педаль» или «рычаг»), настраивается скорость движения и степень ускорения.

В качестве опции можно приобрести автономную станцию электроснабжения, которая приводится от трактора и поставляет 380 В. Предлагаются также переднее навесное устройство и электромеханический передний ВОМ с максимальной мощностью 60 кВт, который управляется независимо от частоты вращения вала двигателя. Вспомогательные механизмы его, такие как генератор, на сегодняшний день имеют традиционный привод, но к началу серийного выпуска должны будут тоже приводиться от мотор-генератора. При этом такие функции, как «активная стоянка» (не стояночный тормоз), т. е. удержание трактора на месте с возможностью управления в этом режиме оборотами двигателя от педали и система ведения на разворотной полосе (также для  модели «Беларус-3022»), уже реализованы.

Несколько предсерийных моделей тракторов «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией переданы сельхозпредприятиям Беларуси, за их эксплуатацией осуществляется контроль производителем. Стоимость нового трактора пока на 20 проц. выше, чем модели «Беларус-3022» с гидромеханической коробкой передач. В перспективе планируется создание моделей «электрических» тракторов мощностью до 110 кВт, а также — свыше 220 кВт.

Александр КЛОЧКОВ, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор технических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter