Электронный поезд и грузовой экспресс

Железнодорожники СНГ и стран Балтии повышают привлекательность транзитных перевозок

Железнодорожники СНГ и стран Балтии повышают привлекательность транзитных перевозок

Вызовы, стоящие перед железнодорожными администрациями разных стран, во многом схожи. Железнодорожная сеть СНГ по-прежнему фиксирует последствия кризисных явлений. И бороться с ними надо сообща. Как? Об этом шла речь  на  совещании руководителей хозяйств перевозок железных дорог государств Содружества и стран Балтии, которое прошло в Витебске. Участие в нем приняли  более полусотни делегатов из Беларуси, Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана и Эстонии.

Такие встречи проходят ежегодно уже пять лет, последний раз движенцы собирались в Ереване. В повестке дня совещания в Витебске – соблюдение графика движения поездов, новые формы организации перевозок, в том числе увеличение  транзитных и экспортно-импортных.

– Суммарное падение объемов перевозок среди всех железнодорожных администраций в прошлом году составило более 45 миллионов тонн. Лишь пять администраций увеличили объемы по сравнению с 2012-м.  По итогам первого квартала нынешнего года прослеживается такая же перспектива: в большинстве государств идет уменьшение объемов перевозок, – привел тревожные цифры председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту (страны СНГ и Балтии, Болгария, Грузия, Финляндия) Петр Кучеренко.

Он подчеркнул, что железнодорожные администрации связаны единой технологией, едиными техническими требованиями, поэтому, несмотря на некоторые политические моменты, продолжают работать в тесном взаимодействии по всем актуальным вопросам. При этом основные усилия направлены на повышение эффективности использования подвижного состава на колее 1520 мм. Контейнерные перевозки на «Пространстве 1520» имеют большие резервы. Но для реализации этого потенциала необходимо серьезно упростить таможенные процедуры. Главное, что сегодня интересует клиента, – это время, скорость и возможные объемы отправок.

– Сегодня на рынке преобладает мелкий опт, а его проще везти автомобильным транспортом. Но и здесь железные дороги имеют конкурентные предложения – в прошлом году РЖД организовала такую услугу, как грузовой экспресс. Каждые сутки из Москвы и Санкт-Петербурга отправляются сборные поезда, которые везут мелкие партии товара на Урал и в Сибирь. Есть ускоренные поезда отдельного формирования, которые добираются до Дальнего Востока максимум за десять суток, в то время как автомобиль туда идет минимум 18 дней. Плюс контейнерные поезда, которые от станции Находка до Москвы доставляют грузы за семь суток и за девять – до Санкт-Петербурга, – привел конкретные примеры старший вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек.

Беларусь благодаря выгодному географическому положению является одной из ключевых транзитных стран европейского региона. Около 70 процентов грузовых перевозок и более 40 процентов пассажирских выполняет Белорусская железная дорога. Особое внимание белорусские движенцы уделяют совершенствованию нормативного графика движения поездов. Например,  в этом году маршрутная скорость поездов региональных, межрегиональных бизнес- и экономкласса увеличена на 0,7 км/ч, общая маршрутная скорость всех пассажирских поездов по Белорусской дороге выросла на 0,5 км/ч и составляет 56,9 км/ч – лучший показатель среди железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии.

Белорусские железнодорожники полностью переработали и внедрили технологию ускоренного пропуска внутридорожного транзитного вагонопотока, которая позволила сократить нормативы обработки транзитных поездов на всех технических станциях более чем на 40 процентов, при этом только за второе полугодие 2013 года сформировано 24 тысячи поездов на удлиненные гарантийные участки. Аналогичная технология нашла широкое применение и на полигоне ОАО «Российские железные дороги», в том числе и при организации таких ключевых проектов, как «Транссиб за 7 суток».

– Приоритетным направлением сегодня является контейнеризация международных перевозок – на контейнеры переходит весь мир. Поэтому лет через 10–20 количество грузовых вагонов существенно уменьшится, – считает начальник службы перевозок управления БЖД Иван Войтехович. – По Белорусской железной дороге регулярно курсируют 18 контейнерных поездов, и это далеко не предел, нам есть куда развиваться дальше. С сентября 2013 года из Литвы в Казахстан начал курсировать контейнерный поезд «Балтийский ветер», возобновил движение контейнерный поезд «Меркурий» из Литвы назначением в Россию.

Чтобы продемонстрировать китайским грузоотправителям преимущества перевозок регулярными контейнерными поездами, во взаимодействии с Координационным советом по транссибирским перевозкам с мая 2013 года реализуется проект «Электронный поезд», следующий по маршруту из Ченду (Китай) – Лодзь (Польша) по строгому графику. В августе запущен новый контейнерный поезд из Китая в Германию (Чжэньчжоу – Гамбург). «В марте нынешнего года прошли два дополнительных опытных контейнерных поезда из  Китая. При этом последний показал замечательный результат: от границы с Россией до границы с Польшей он прошел всего за 13 часов с учетом всех пограничных и таможенных операций», – отметил Иван Войтехович.

Еще один способ ускорить доставку грузов – так называемые контрейлерные перевозки, актуальные для пересечения границы в период автозаторов. Фура не стоит в очереди, а заезжает на специальную платформу – контроллер, потом на станции выгрузки подъезжает тягач и груз продолжает движение. Первые шаги в этом направлении Белорусская железная дорога совместно с Литовскими железными дорогами сделала в прошлом году. Со станции Колядичи (Минский узел) в Литву (Вильнюс и Каунас) и обратно начал курсировать контрейлерный поезд «Неман». Преимуществом нового транспортного продукта является возможность быстрого прохождения белорусско-литовской границы и выполнение всех таможенных и пограничных процедур в кратчайшие сроки. Время в пути с учетом пересечения границы составляет 11 часов. С начала реализации проекта отправлено 17 автопоездов из Беларуси в Литву и 40 в обратном направлении. В качестве перспективного направления развития контрейлерных перевозок рассматривается возможность продления маршрута поезда «Неман» до Клайпеды и до Калининграда, а также организация перевозок в направлении Польши.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter