Электронные удобства во дворе

Пластиковая карточка, мобильный телефон (или компьютер) и интернет — комплект, способный сильно упростить жизнь. Но мы не ищем легких путей...

Пластиковая карточка, мобильный телефон (или компьютер) и интернет — комплект, способный сильно упростить жизнь. Но мы не ищем легких путей. Прежде чем зайти в магазин, снимаем деньги в банкомате. Вместо того чтобы заплатить за телефон эсэмэской, идем в пункт оплаты. Вместо оплаты интернета через интернет же — несем деньги в банк, не забыв предварительно достать опять же из банкомата... Кто–то до сих пор не подозревает, что есть более простые варианты. Кто–то консервативен и опасается новых «штучек». Впрочем, иногда оказывается, что короткий путь осложнен ворохом «объективных обстоятельств». Проще заплатить по старинке. Система IT–удобств вроде бы всем выгодна, но развивается со скрипом.


Пластиковая банковская карточка — не бог весть какая «информационная технология». На днях я не поленился, задержался у кассы в гастрономе. Понаблюдал. Из десяти покупателей карточкой расплатился один. Я сам. У большинства объяснение до банальности простое: наличкой привычнее.


Впрочем, порой консерватизм пользователей обусловлен реальными сложностями в освоении информационных технологий. Вроде и вариантов много. Но то «услуга не подключена», то «не поддерживается вашим банком», то «не для вашего сотового оператора»... Я последовательно прошелся по некоторым наиболее привлекательным электронным и интернет–системам упрощения жизни. И что увидел?


Недавно сеть облетела занятная новость: один из наших мясокомбинатов начал торговать продукцией на своем сайте. Выбираешь по каталогу, оставляешь заказ... Что должно произойти дальше, попытался выяснить в отделе маркетинга. Беседа продлилась недолго: «Пока не работает».


Проект Нацбанка «Расчет» — очень удобная штука. В аннотации написано, что так называемое Единое расчетное информационное пространство (ЕРИП) предполагает оплату 36 тысяч услуг в 11.500 пунктах оплаты, а также с помощью электронных и бумажных денег. Лично для меня ЕРИП — это прежде всего инфокиоск, в котором я оплачиваю «коммуналку». (Платные интернет– и мобильный банкинг не рассматриваю по причине как раз их платности.) Вставил карточку, нашел в базе свои данные — вводи сумму. Но все равно до инфокиоска надо еще дойти...


На этом фоне очень симпатично смотрится сервис (на сайте соответственно источник). Нужны банковская карта и интернет. Оплатить можно что угодно — от мобильника до штрафа за нарушение правил дорожного движения и курсов по кастингу. Без комиссии, бесплатно, быстро. И не надо никуда идти. Это в теории. А как на практике?


Выбираю Гомельскую область. Плата за стационарный телефон — очень кстати. Ввожу в окошко шестнадцатизначный номер, указанный на карточке, телефон... Выскакивает моя фамилия. Указана даже сумма, которую надо заплатить, — 9.645 рублей. Еще пару «кликов», ввод. И — надпись: «Данный тип операции запрещен».


Звоню в банк. «К сожалению, такие платежи у нашего банка пока не подключены. Но в ближайшее время все заработает!» — просветил оператор.


Теперь попытаемся купить в интернете билет на автобус. Для этого придуман замечательный сайт www.ticketbus.by. В теории он позволил бы сэкономить время пассажира, уменьшить очереди, снизить нагрузку на кассиров, а, может, и сократить пару–тройку рабочих мест. Правда, пока обслуживаются только рейсы из семи городов (в том числе Минск, Брест, Могилев). Гомеля нет, но на автовокзале обнадежили: есть шанс, что подключатся к системе уже в этом месяце. Что ж, выбираю рейс из Могилева до первой выскочившей в списке станции. Все удобно, понятно. Нужно опять же ввести номер карты, затем распечатать билет на принтере (если принтера нет — запомните номер заказа, билет напечатают в кассе на автовокзале). Дохожу до самого интересного места... И получаю старую добрую надпись на мониторе: «Данный тип операции запрещен». Опять банк не подключил услугу...


Напоследок позвонил в фирму, которая снабжает меня интернетом и кабельным телевидением. Поинтересовался: могу ли оплатить услуги с помощью sms–банкинга? Вроде всем выгодно: мне — экономия времени, фирме — живые деньги прямо сейчас, а не тогда, когда я доберусь до банка. Но уже много лет современная с виду IT–фирма не сподобится подключить это ноу–хау.


— Можете! — неожиданно с гордостью сообщает оператор.


Да неужели? Звоню в банк, чтобы уточнить подробности.


— Вот конкретно с этой фирмой — не можете... — сочувственно сообщают там.


Разумеется, дело не только в платежах. Электронный ресурс еще более вяло используется и в управлении, и в административных процедурах. Бумажные справки и походы на прием к чиновникам кажутся неистребимыми. Тут речь даже не идет о собственных интересных разработках. Речь о том, чтобы грамотно перенять чужой обкатанный опыт, сэкономив время и деньги на повторении ошибок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter