Как известно, 2012 год объявлен Годом связи и информатизации СНГ. Страны Содружества уже сегодня имеют неплохое электронное взаимодействие, однако работы впереди еще, как говорится, непочатый край.
Эта мысль стала главной на недавнем пленарном заседании Международного экономического форума государств – участников Содружества Независимых Государств «СНГ и новые форматы евразийской интеграции».
По мнению главы Минкомсвязи России Игоря Щеголева, 2012 год – как Год связи и информатизации СНГ – должен стать «прорывным» в достижении нового уровня интеграции отрасли на пространстве Содружества. В качестве основных направлений взаимодействия министр назвал внедрение и развитие технологий электронного правительства, унификацию использования радиоэлектронных средств и приграничную координацию радиочастот, а также построение трансграничного пространства доверия.
В этом смысле для всех стран СНГ особенно может быть полезен опыт России в построении электронного правительства.
Напомним, что под термином e-government – электронное правительство – принято понимать систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны с использованием современных информационных технологий. Основная практическая цель создания электронного правительства – это предоставление информации и оказание определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам. Стоит подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
Согласно последним данным, опубликованным ООН, Россия за прошедшие два года существенно усилила свои позиции на этом направлении. И это при том, что по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы «Электронная Россия» оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами функционировали весьма слабо.
Все решил 2011 год. По его итогам Россия заняла 27-е место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай – 78-е место, а Индия – 125-е место. В Восточной Европе Россия является лидером по уровню развития электронного правительства, опережая Венгрию и Чехию.
Что касается Беларуси, то по сравнению с 2008 годом в рейтинге ООН по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры страна поднялась с 84-го на 48-е место, то есть сразу на 36 позиций вверх – по этому показателю рост еще более значительный, чем у России. Если учесть, что Казахстан поднялся с 91-го на 78-е место (13 позиций вверх), то налицо тот факт, что среди стран – участниц Таможенного союза наиболее высокие темпы развития телекоммуникационной инфраструктуры в последние два года наблюдались именно в Беларуси. И, как отмечают в Минсвязи страны, «они позволяют в полной мере обеспечить опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства».
В исследовании, в котором все страны были разбиты на несколько регионов, Беларусь наряду с ведущими европейскими странами была отнесена к Восточной Европе. К слову, в отчете исследователи отметили, что страны Восточной Европы улучшили показатели развития электронного правительства в среднем на 16%, однако, как правило, не смогли удержать итоговое значение рейтинга, за исключением Беларуси и России.
Теперь задача – перенести «электронные успехи» Беларуси и России на все пространство СНГ. Что тут главное? Разработанная и запущенная система межведомственного электронного взаимодействия позволяет обмениваться электронными сведениями и документами самых разных систем и может быть использована при электронном взаимодействии между государствами Содружества. Особое внимание при этом должно быть уделено унификации радиоэлектронных стандартов и координации использования радиочастот. Это прежде всего нужно для реализации таких важных программ, как перевод на цифровой формат теле- и радиовещания, для эффективной работы всех электронных систем Таможенного союза и для межгосударственной организации экономических и логистических процессов.