Система электронной очереди активно входит в нашу жизнь

Электронная очередь: по порядку становись

Система электронной очереди активно входит в нашу жизнь...
очередь, обслуживаниеТомительные очереди еще не так давно были у нас сплошь и рядом. Сегодня они остались только в самых бойких местах - поликлиниках, банках, аптеках... Но и там их быть не должно. Как избавиться от этого "пережитка прошлого"? Один из выходов эксперты видят в системе электронной очереди, которая все активнее входит в нашу жизнь. Оценить ее по достоинству успели уже во многих сферах. Очень удобно и никакой нервотрепки: у входа - терминал, выдающий квитки с номерками, а под потолком - табло, где периодически высвечиваются номера, чья очередь подошла. И психологически комфортно, и клиенты обслуживаются гораздо быстрее. Чтобы увидеть, как это происходит на деле, корреспонденты "СБ" отправились по минским адресам. 

Отделение банка: и стар и млад


Центр города, банковское отделение по улице Якуба Коласа, 47. Несмотря на не самое пиковое время - на часах уже за три - здесь многолюдно. Пенсионеры, пришедшие оплатить "коммуналку", и младшеклассники, забежавшие пополнить баланс мобильного телефона, предприниматели с кипами бумаг и желающие оформить пластиковую карточку. Раньше им пришлось бы выстроиться в отдельные окошки, и некоторым, возможно, в конце концов узнать, что они ошиблись очередью. 

Сегодня же их встречает терминал с сенсорным экраном. Весь перечень услуг как на ладони: хочешь - заказывай обмен валют, хочешь - выбирай покупку ценных бумаг... Система сама молниеносно распределяет потоки к нужным операторам. Хотя в зале народ прибывает - уже человек 30, все тихо и мирно. Каждый посетитель, едва зайдя, привычно берет бумажку со своим номером и, сверившись с табло, садится на специально расставленные лавочки. А кто-то, убедившись, что его черед наступит еще не скоро, выходит подышать воздухом на улицу или даже отправляется в магазин по соседству. 

Что интересно, системой с удовольствием пользуется и стар и млад. Вот в отделение заходят бабушка и внучка-первоклассница Лена и, взяв талончик, садятся. Бабушка в двух словах объясняет, когда девочке можно будет подойти к тете-кассиру, - оказывается, это ответственное задание ей доверили родители. Спустя пять минут выясняется, что Леночка блестяще со всем справилась, чему даже присевшая отдохнуть бабушка немало изумилась. У менеджера-консультанта Екатерины Сивухо впечатления от электронной очереди поначалу тоже граничили с удивлением: "Мы боялись, что посетители настороженно отнесутся к новой системе, не примут ее. Но буквально через неделю заметили, насколько ускорилось обслуживание и, самое невероятное, улучшилась атмосфера в отделении - и нам теперь работается спокойнее, и посетители не нервничают в ожидании".

Медицина: особый подход


Если электронной очередью в банке, на почте или в сервисном центре сегодня мало кого удивишь - система отлично себя зарекомендовала в учреждениях с большим потоком клиентов, причем везде алгоритм работы одинаков, то где еще она может облегчить жизнь? В поликлинике! И эта идея не просто витает в воздухе, а уже находится на пути к конкретному воплощению. Ответственное задание доверено компании "МАПСОФТ", резиденту Парка высоких технологий, имеющей большой опыт в разработке специализированного программного обеспечения. "Электронная очередь должна привнести не только удобство для пациента, но и новые возможности для персонала медучреждения. Ввиду особенной организации работы в поликлиниках электронная очередь должна быть взаимосвязана с их информационной системой. Так что о простом копировании систем из других учреждений речи не идет", - комментируют представители компании-разработчика. Первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Игорь Юркевич уже заявил, что до конца года электронная очередь появится как минимум в 8 медицинских учреждениях... 

Пока же похожая система с успехом работает в Минской детской инфекционной клинической больнице. Маленькие пациенты поступают сюда с инфекционными заболеваниями заразными, порой весьма серьезными, и встречает их персонал согласно строгой инструкции. Заместитель главного врача по медицинской части Андриан Раевнев проводит короткую экскурсию по приемному отделению - блестящему, напоминающему внутренним устройством какую-нибудь космическую станцию. Ассоциации усиливают установленные на расстоянии друг от друга двойные двери - будто бы через шлюзовую камеру попадаешь в отдельные боксы. Именно сюда первым делом поступают больные, причем сразу с улицы, с отдельного входа. Здесь же санузел, кушетка - словом, все, чтобы ребенку было комфортно в вынужденной изоляции. Чтобы установить точный диагноз и принять решение о госпитализации, больных по очереди осматривают. А чтобы неизвестность не затягивалась и все сохраняли спокойствие, в каждом боксе установили по монитору. Детям непрестанно крутят мультфильмы, а для переживающих родственников выводят таблицу со списком всех больных и врачей. Вот, скажем, бокс в очереди четвертый - на экране видно, что в первом прием закончен, там сейчас берет необходимые анализы медсестра, а во втором и третьем работают врачи. Значит, еще чуть-чуть - и они заглянут сюда. 

- Конечно, во многом эта система снимает психологическое напряжение родителей, которые четко видят, что их ребенка не забыли, вот-вот придет врач, - убежден Андриан Евгеньевич. - Но еще больше помогает она сотрудникам больницы: собранные за месяц данные можно проанализировать, рассчитать, сколько в среднем у доктора занимает прием, выделить своеобразные часы пик, и организовать работу персонала в оптимальном режиме. 

Аптеки: пенсионеры "за"


Аптека № 17 на проспекте Независимости. В любое время здесь наплыв посетителей - сказывается соседство с двумя крупными поликлиниками, так что электронная очередь пришлась очень кстати. Никакой суматохи и толчеи. Посетители сидят на скамейках, листают свежую прессу, переговариваются. И тоже над каждым окошком - крупное электронное табло, все цифры продублированы и на большом телевизоре, да еще и громко озвучиваются автоматической системой, мол, клиент номер такой-то, подойдите туда-то. 

Сомневающиеся в целесообразности электронных очередей обычно напирают на то, что они отпугивают старшее поколение (как, скажем, инфокиоски в поликлиниках). Ничуть не бывало! Вот почти следом друг за другом в аптеку заходят бабушка с дедушкой и уверенно отправляются к терминалу. Потом неспешно занимают свое место на лавочке. "Удивительно, но сегодня у людей среднего возраста чаще бывают проблемы с электронной очередью, чем у пенсионеров. Случается, что как раз они-то и объясняют более молодому поколению правила ее работы. А вообще новой системой мы очень довольны, как и посетители, - взгляните на отзывы", - с улыбкой замечает заведующая аптекой Людмила Лутенкова. Интересно, что электронная очередь не только сократила время ожидания, но и сделала посетителей более дисциплинированными. В аптеке есть клиенты, которым положены на льготных основаниях лекарства, кое-кому полагается обслуживание без очереди. Так вот, раньше, вспоминает Людмила Михайловна, люди неохотно пропускали таких покупателей к окошку, сердились, сейчас же, когда можно спокойно посидеть в сторонке, напряжение ушло. Весьма довольны новым порядком и в РУП "Белфармация". По словам Инны Зверко, начальника информационно-фармацевтического центра, к концу года подобная система будет действовать уже в 20 минских аптеках - самых крупных и загруженных. 
Фото Юрия Мозолевского.

Советская Белоруссия №35 (24418). Суббота, 22 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter