Генеральный директор Всемирного почтового союза Бишар Хусейн о развитии почты и информационных технологий

Электронная коммерция резко увеличила количество посылок

Гендиректор Всемирного почтового союза Бишар Хусейн дал эксклюзивное интервью «СГ»
Датчики, сигнализирующие о недостатке влаги у растений в сельхозугодьях, поломке приборов учета в квартирах и подвалах жилых домов, приложения, указывающие на свободную парковку… Еще с десяток лет назад сложно было представить, что такие технические новинки прочно войдут в нашу жизнь. Сейчас же виртуальные сервисы фантастикой не кажутся: уже и сельчане заказывают на дом покупки в интернет-магазинах, получают посылки из-за рубежа. Практично, быстро, удобно. На такие критерии в работе ориентируются все мировые игроки рынка услуг. Почта в их числе.


Подтвердил это и генеральный директор Всемирного почтового союза Бишар ХУСЕЙН, с которым корреспондент «СГ» встретилась во время XXIV Международного специализированного форума по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2017».

— Господин Хусейн, в обществе сложился некий стереотип, якобы почта — консервативная структура, которая с трудом успевает за новыми веяниями времени. Новейшие технологии в сфере коммуникаций бросают ей серьезный вызов.  Значит ли это, что не в таком уж далеком будущем клиент полностью откажется от услуг почтовых отделений и перейдет к более оперативным интернет-сервисам? 

— В чем-то с вами соглашусь. Но не будем забывать, что почта на протяжении долгого времени оказывала широкий спектр услуг. А почтовое отделение в иных регионах едва ли не единственное государственное представительство, расположенное в максимальной близости к людям. Именно это выгодно отличает ее от других сервисов. Жители по-прежнему доверяют почте и тем услугам, которые она оказывает. Но технологии во всем мире не стоят на месте. Мы это понимаем и стараемся развиваться. 

— Как считаете, электронная почта убьет со временем бумажную?


Фото БЕЛТА

  — Да, сегодня, чтобы с кем-то связаться, не обязательно заполнять бумажный конверт с данными отправителя и адресата. Большую роль в этом секторе сыграли электронная почта и все цифровые приложения, которые используются для обмена сообщениями, тот же WhatsApp, например. Но есть и хорошая новость — интернет-версия открыла широкие возможности для электронной коммерции и отправки посылок. До тех пор, пока не появится способ доставлять посылки и бандероли через смартфоны, почта будет к вашим услугам. Ну а если серьезно, нынешняя  почта в глобальном смысле — все еще актуальная служба, которая соответствует потребностям многих и многих людей на планете.

— Вопрос вдогонку по электронной коммерции: вы высоко оценили успехи Беларуси в этом направлении. Но говорили и о потенциале развития. На что нам следует обратить внимание в сфере, скажем, интернет-торговли?

— Нельзя не признать, что электронная коммерция изменила нашу жизнь, сам подход к тому, как мы приобретаем и переправляем товары. Только представьте: объем этого бизнеса в мире 2 триллиона долларов в год! Благодаря электронной коммерции количество высылаемых почтовых отправлений за последнее время резко возросло. Удивляться тут нечему, люди выбирают то, что им удобно. Особенно проживающим в глубинке — товар легко можно заказывать в деревню. 

Конечно, имеется ряд вызовов, связанных с трансграничными пересылками. Но, к счастью, мы международная организация и устанавливаем правила и нормы для того, чтобы устранить эти барьеры. Кстати, скоро появится глобальный почтовый бренд, связанный с электронной коммерцией, который даст нам полный контроль в этой сфере. Я очень рад, что электронная коммерция уже работает в Беларуси. Ваша республика оказалась в числе передовых стран, которые идут по этому пути. 


— Почтовые услуги все же актуальнее для сельского жителя?

— Большая часть людей в мире, как известно, живет в сельской местности. Понятно, что это соотношение меняется от страны к стране, от континента к континенту. Поэтому однозначно говорить сложно. Да, сельчане очень активные пользователи почтовых услуг. Им удобно что-то заказать, удаленно сделать платеж, чтобы не ехать за этим в город. Но и у жителей мегаполисов популярны посылки и денежные переводы. 

— Господин Хусейн, знаю, что вы познакомились не только с работой «ТИБО-2017», но и побывали на Главпочтамте. Значит, можете сделать некоторые выводы: соответствует ли наша почта мировым стандартам?   

— Да, до открытия выставки побывал на Главпочтамте, где ознакомился с новым каталогом вашего интернет-магазина белорусских товаров, увидел, какие IT-решения используются на рабочих местах операторов, и терминалы самообслуживания — ПСТ и SmartPost, платформу электронной коммерции, которая успешно функционирует. Это достижение, с которым можно поздравить страну. Политика, которую проводит Беларусь в сфере информационно-коммуникационных технологий, полностью соответствует целям устойчивого развития, к достижению которых стремятся государства — члены ООН. Ваша страна при реализации проектов цифровой трансформации может рассчитывать на поддержку Всемирного почтового союза. В 2016 году Беларусь была выбрана заместителем председателя 26-го Всемирного почтового конгресса.
На выставке «ТИБО-2017» «Белпочта» презентовала интернет-магазин белорусских товаров shop.belpost.by, каталог которого включает более 6 тысяч наименований товара от 200 производителей. Недавно сервис стал доступен и для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, куда заказ доходит в течение 3—4 дней. Кстати, жители российских городов уже воспользовались услугами интернет-магазина и оформили первые заказы — белорусский текстиль. У нас в стране сервис довольно популярный: покупатели совершают несколько десятков тысяч заказов в месяц. 

«БЕЛПОЧТА» в скором времени представит сельчанам еще одну удобную услугу — перевод денежных средств с банковских платежных карточек для выплаты наличными на дому. С помощью сайта можно будет перечислить деньги с карты родственнику в регион, где он получит их наличными. Как это будет работать? Начальник отдела сетевого взаимодействия «Белпочты» Алексей Цвирко пояснил: «К примеру, внук живет в городе и хочет отправить бабушке в деревню деньги. Для этого он заходит на сайт, а в дальнейшем и в мобильное приложение, с карты переводит средства в то почтовое отделение, которым пользуется его родственница. Затем почтальон приносит домой эти деньги». Такой сервис должен заработать уже в конце года.
СПРАВКА «СГ»

Беларусь занимает 31-е место по уровню развития информационно-коммуникационных технологий среди 170 стран мира, и первое — среди стран СНГ. 

bizyk@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter