Как избавиться от старой бытовой техники с пользой для кошелька

Электронику зовут на сбор

Количество электронных отходов в мире с 2020 по 2030 год может увеличиться в два раза. Таков прогноз ООН. Способна ли вторичная переработка спасти от экологической катастрофы? Как у нас сдают бэушные смартфоны, сломанные холодильники и пылесосы?


Ускоренное старение

Пару недель назад купила новый холодильник. Старый за ненадобностью отключила. Выбрасывать жалко. Звоню в магазин бытовой техники по соседству.

— У нас работает программа по утилизации, — рассказывает консультант. — Можем принять у вас вышедшие из строя холодильники, стиральные машины и телевизоры, бесплатно отправим их на утилизацию, при этом дадим скидку на новую покупку.

— Если я уже купила холодильник?

— В этом случае, увы, мы ничем вам помочь не можем, эта услуга только для тех, кто приобретает у нас технику.

Может, в фирмах, занимающихся ремонтом, пригодится мой «старичок»? Но когда узнавали, что покупался холодильник еще в советские годы, лишь разводили руками. В контакт-центре популярного белорусского производителя бытовой техники сразу пре­ду­предили: денег за «подарок» не дадут, зато за ним приедут, заберут бесплатно. Уточнили, что предложение действует только в Минске и столичном районе.

На сайте одной из компаний нашла такие тарифы: за холодильник и стиралку в неразобранном состоянии предлагают 25 копеек за килограмм. Одно условие — доставлять крупногабарит нужно самостоятельно.

Выставив цену 5 рублей, разместила предложение на интернет-портале. Покупатель нашелся через день. Мужчина даже согласился сам приехать за «раритетом».

Нашла свой старый кнопочный телефон Siemens. На барахолке за похожие модели предлагают 10—20 рублей. Набираю указанные номера, но выясняется, что коммерсантов интересуют только рабочие «звонилки». На одном из сайтов крупным шрифтом указано, что скупают б/у телефоны и ноутбуки в любом состоянии. Но тут же ниже идет уточнение — не старше 2015 года выпуска. «Кирпич» (с батареей или без) заберет за 1,30 рубля специализированное предприятие. С более современными моделями проще. Есть много сервисных центров, где готовы приобрести сломанный гаджет, даже если он не включается или на экране есть трещины и сколы. Отправляю заявку онлайн. Через полчаса ответ: приглашают прийти в один из крупных торговых центров, где на месте осмотрят и диагностируют устройство и скажут конечную стоимость. Поясняют, что обычно неисправные мобилы берут на запчасти. Хотя на сайте и пишут, что вернут около 80 процентов стоимости, рассчитывать на большие деньги не стоит. Частники за смартфоны предлагают 1,10 рубля за штуку, за ноутбуки и планшеты — 3,24 рубля. Везти в пункт приема нужно самому.

Еще сложнее оказалось сбыть старую мамину плойку. Мастера по ремонту сказали, что починить ее обойдется от 40 до 60 рублей, и предложили купить новую. В нескольких магазинах бытовой техники также отказались принимать диковинку взамен на скидку.

Работающий старый обогреватель попыталась отдать бесплатно через объявление. В бытовых приборах могут нуждаться студенты, молодые семьи, дачники. Приехали уже вечером.

У соседки на днях сломался телевизор. Она вызвала мастера. Тот посмотрел и сказал, что проблема в плате, но отремонтировать ее нереально. Решаю помочь одинокой женщине. Обзваниваю около десятка ремонтных мастерских. Всюду отказ. Специалисты объяснили, что современная техника очень быстро устаревает. Десятилетний телевизор уже отправляют «на пенсию», поэтому едва ли можно извлечь из него какую-либо ценную запчасть.

При этом отремонтировать бытовую технику порой дороже, чем купить новую. Перестала заряжаться зубная электрощетка. В сервисном центре сказали, что после диагностики проблему устранят, но обойдется услуга в 50 рублей. Это притом что новое устройство с различными режимами можно купить от 30 рублей. Похожая ситуация и с электробритвами. Восстановление сломанного корпуса после удара — 25 рублей, столько же стоит замена аккумуляторов с полным разбором. Хотя в столичном ЦУМе в дни скидок современную модель с годом гарантии можно купить от 45 рублей.

Когда бренды выбирают зеленый маршрут

Артем Шкрыль, заместитель директора ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», говорит, что электрическое и электронное оборудование относится к наиболее опасным бытовым отходам. Выброшенные на свалку холодильник, телевизор, видео­магнитофон  и т.д. отравляют окружающую среду, и многие их компоненты могут нанести вред природе и здоровью человека. Отходы электронного оборудования содержат свинец, кадмий, хром, ртуть, люминофоры, поли­хлорированные дифенилы, поливинилхлорид, разложение и горение которых приводит к образованию еще более опасных соединений. Сегодня в Беларуси наблюдается положительная динамика в решении проблемы сбора и переработки электромусора. Например, в 2016 году было собрано 4,5 тысячи тонн электрооборудования, а в 2020-м — более 29 тысяч тонн.

К слову, по данным ВОЗ, страны с наибольшими объемами электронного мусора — это Россия, США и Китай.

Налаженная в Беларуси система сбора отходов бытовой техники стала возможной благодаря экономическому стимулированию этой деятельности через компенсацию расходов предприятий за сбор вторичных ресурсов.

Постановление Совмина № 388 определяет плату для производителей и поставщиков техники и электроники. Размеры компенсации за собранную и переданную на переработку технику для организаций, которые занимаются сбором отходов электрического и электронного оборудования, ежегодно устанавливаются Правительством.

— Импортеры должны либо самостоятельно заниматься таким сбором, либо платить за услугу по определенным ставкам оператору. Мы видим, что сейчас более активно создаются пункты сбора, проводятся акции, устанавливаются контейнеры, — поясняет Артем Шкрыль.

Сегодня бренды приходят к необходимости переосмысления своих маркетинговых стратегий и зеленому позиционированию. Например, «Атлант», «Горизонт», «Электроаппаратура» организовали приемку приборов, вышедших из строя.

Вместе с тем Артем Шкрыль называет тревожную тенденцию: новая бытовая техника, которая сейчас представлена на рынке, уже не живет по 10—15 лет. Через 2—3 года ее меняют на более модную и красивую, с расширенными функциями и повышенным классом энергоэффективности. Но специалист советует не выкидывать прослужившие несколько лет пылесосы и компьютеры — они вполне еще могут пригодиться в школе или социальном центре.

Чистое начало


В Беларуси сбором от населения отходов электробытовой техники занимаются более сотни организаций системы ЖКХ, объединения «Белресурсы», Белкоопсоюза, частники. К этому же «сервису» подключается сеть традиционных прие­мо-заготовительных пунктов.

Если батарейки и лампочки можно оставить в специальных контейнерах, то что делать с крупногабаритной техникой? Выносить на улицу к мусорным контейнерам? Не лучший вариант. Электронике не место на свалке. С одной стороны, в технике могут быть опасные элементы вроде ртути, свинца, кадмия, мышьяка, а с другой — драгоценные, цветные и черные металлы, стекло, пластик, которые можно извлечь и переработать. В крупных городах есть специальные службы, которые могут бесплатно приехать и забрать ненужную технику, достаточно позвонить и договориться о времени. Но почему это нечасто встретишь в регионах?

— Чаще всего нам приво­зят телевизоры, газовые плиты, холодильники, — уточняет Татьяна Крупень, начальник сектора по сбору отходов потребления предприятия «Бел­ВТИ». — Также мы устанавливаем спецконтейнеры для сбора батареек. Принимаем литийионные аккумуляторы электромобилей.

Грамотно разобрать технику — полдела. Главное — правильно ее утилизировать. Какие электроприборы самые опасные? Речь идет в первую очередь о холодильниках и кондиционерах. Чтобы их «обезвредить», сначала необходимо откачать фреон. Хотя во многих старых агрегатах он уже улетучился в процессе эксплуатации. Затем холодильник разберут, как конструктор. Из него достанут полки, медные трубки, решетки радиатора, компрессор. Корпус отправят на участок глубокой переработки, где отсортируют детали: пластик и металл раздельно. В компьютерах вторую жизнь получают элементы, в составе которых есть драгоценные (золото, серебро, платина и т.д.), черные и цветные (алюминий, медь, железо и т.д.) металлы, стекло и полимерные материалы.

— Техника, оправленная к нам на утилизацию, грамотно перерабатывается, обезвреживается, а вторичные материальные ресурсы, извлеченные из нее, максимально используются, — отмечает Татьяна Крупень.

У предприятия есть услуга грузового такси, которое без оплаты можно вызвать на дом и сдать старые приборы. Кстати, по данным социологических исследований, проведенных экологами, именно удобство сдачи больше всего влияет на активность людей по сравнению с другими факторами.

Гаджету не место в мусорном пакете

Предприятие «Спецкоммунавтотранс» обслуживает шесть столичных районов — Центральный, Советский, Ленинский, Партизанский, Первомайский и Заводской. На линию ежедневно выезжают около 80 мусоровозов. По словам главного инженера предприятия Андрея Хвина, минчане все более ответственно подходят к раздельному сбору мусора. «Кладбища» старой техники на площадках у многоэтажек уже не встретить, хотя среди бытового мусора иногда попадается старый телефон, советский вентилятор и т.д. Всю списанную технику специалисты передают на переработку в «БелВТИ».

Эксперты уверены, что  эффективный способ значительно увеличить объемы сбора старой техники — размещать пункты ее приема в часто посещаемых местах: магазинах, торговых центрах. Передовой опыт приживается и в Беларуси. Некоторые магазины обязали принимать у населения старое крупногабаритное, среднегабаритное, мелкогабаритное электрическое и электронное оборудование, сложнобытовую технику, ртутьсодержащие лампы, элементы питания. В частности, требование распространяется на объекты, которые такую технику продают.

Проверяю, легко ли купить устаревшую модель телефона, кухонный комбайн или пылесос. Например, устройство для уборки Scarlett на крупной площадке объявлений отдают за 25 рублей. Но хозяин сразу предупреждает: аппарат нерабочий — или на запчасти, или в ремонт. Рабочий пылесос мощностью 1600 Вт отдают за 39 руб­лей. Обязательное условие — самовывоз. Бэушный белый смартфон Huawei Y3 2017 года в ломбарде можно забрать за 39 рублей. Оценщик уверяет, что состояние хорошее, но желающих купить устаревшею модель немного, тем более что новый можно найти и за 149 рублей. А если взять в рассрочку на 36 месяцев, то платеж частями составит чуть более 6 рублей. На барахолке ноутбук б/у MaxSelect Expert 910 в рабочем состоянии продают за 75 рублей, возможен торг.

Проведя мониторинг, прихожу к выводу, что сегодня многие просто вынуждают выбрасывать старые вещи. Мол, так удобнее. Ситуация, когда ремонт стоит дороже нового гаджета, парадоксальная. Эксперты считают, что здесь необходимо введение ответственности производителей бытовой техники. Совершенствования подходов требует и распространенная ситуация, когда предприятия прекращают поставлять запчасти к товарам, как только они выходят из производства. В итоге приходится покупать новую технику, а старую — выбрасывать. Вместе с тем у нас практически нет секонд-хендов гаджетов. И дилеры крупных компаний их почему-то у нас не спешат открывать.

Беларусь пошла по пути стимулирования населения сдавать старые приборы. Сегодня многие покупатели голосуют рублем за экологически ответственных поставщиков техники и электроники, которые все-таки решили не просто откупиться от проблемы отходов, а сами принимают вышедшую из строя технику. Важно, чтобы проект по развитию услуг в сфере управления отходами не ограничивался раздельными спецконтейнерами. Необходимо обновление всей инфраструктуры по обращению с отходами. Ведь перемещение электронного мусора, который образуется в домах граждан, отследить практически невозможно. Для того чтобы взять этот стихийный процесс под контроль, надо решать проблему комплексно, объединяя управленческие, технические, финансовые, социологические и психологические аспекты.

ФАКТ

Устаревшая и сломанная бытовая техника — самый быстрорастущий вид коммунальных отходов в мире. В 2016 году было выброшено 45 миллионов тонн приборов, из которых лишь 20 процентов попало на переработку. В 2021-м этот показатель достигнет уже 52 миллионов тонн, а к 2050-му и вовсе удвоится.

В ТЕМУ

Николай Васильков, председатель Постоянной комиссии Национального собрания по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы:

— Законодательное регулирование, которое связано с расширенной ответственностью производителей, направлено на повышение экологичности. Максимально длительное использование материалов и вещей — один из ключевых принципов циклической экономики. Конечно, реализовать его одними только законами невозможно. Тут необходимы межведомственное взаимодействие, развитие инфраструктуры и, самое главное, повышение информированности и спроса потребителей. Да, проводятся акции, устанавливаются специальные контейнеры, но для многих утилизация старых холодильников, микроволновок и другой техники превращается в головную боль. Информация должна быть близка, понятна и доступна. Например, можно создать мобильное приложение, где пошагово будет расписано, как поступать со старой техникой. Объемы электромусора огромны, и темпы их роста стремительно увеличиваются. Как врач отмечу: электроотходы опасны для нашего здоровья и окружающей среды, и в то же время они содержат большое количество ценных вторичных ресурсов, которые можно восстановить и использовать повторно.

Александр Гнедов, эколог, юрист:

— В Беларуси создана комплексная экологически ориентированная система обращения с отходами электрического и электронного оборудования. Вопрос в другом. Как привлечь людей к правильному обращению с вышедшей из строя техникой?

У нас слабо развита культура раздельного сбора мусора и, как следствие, возникают сложности со сбором электронных отходов. Отчасти этот вопрос можно решить силами самих производителей. Технику с израсходованным ресурсом помогают собирать предложения трейд-ин, в рамках которых поставщики устанавливают новое оборудование со скидкой, если заказчик отдает им устаревшие устройства.

Нам следует ориентироваться не просто на международные практики, но и разрабатывать собственные стандарты. Уверен, специалисты должны разобраться, как заинтересовать людей сдавать электронику и технику. Ведь многие рассуждают так: наведение порядка в этом деле нужно государству, а мне-то зачем? Бумажными рекламками и объявлениями на подъездах проблему не решить. Ко всему прочему, хочется привлечь внимание не только к сортировке отходов, но и к осознанному потреблению. Ведь это необходимо делать каждому из нас.

А КАК У НИХ?

В Германии создан специальный Фонд регистрации старых электроприборов. Он собирает данные по всей стране о точках, куда можно отнести технику. Непосредственно за переработку приборов отвечают производители. Компании — операторы сотовой связи и коммунальные пункты приема вторсырья бесплатно забирают бытовые приборы. В некоторых городах разработаны и другие удобные для жителей варианты избавления от старых гаджетов. В Лейпциге, например, мелкие приборы разрешено выбрасывать в специальные желтые мусорные баки. А в Леверкузене установили емкости для сбора старых ноутбуков, утюгов и отслуживших электрических зубных щеток. Удобно всем: граждане выбрасывают электромусор недалеко от дома, а обслуживающая контейнеры компания продает его профильным перерабатывающим фирмам.

Франция стала первой страной, где законодательно введен индекс ремонтопригодности бытовой техники. Это своего рода рейтинг устройства, который отражает возможность его восстановления после поломки. Новшество призвано сэкономить деньги потребителей и уменьшить объемы токсичных отходов. Чтобы подтолкнуть производителей к созданию более ремонтопригодных товаров, в стране введено обязательное индексирование бытовой техники. Оно распространяется на пять категорий приборов: смартфоны, ноутбуки, телевизоры, стиральные машины и газонокосилки. Закон об обязательной маркировке вступил в силу в начале 2021 года. Производителям, дистрибьюторам и продавцам, игнорирующим новые правила, грозит штраф — 15 тысяч евро. В 2024-м к этой маркировке добавится еще и индекс долговечности, отражающий надежность того или иного прибора. Таким образом французские власти рассчитывают за пять лет повысить долю ремонта техники до 60 процентов.

В некоторых странах, чтобы мотивировать потребителей использовать услуги ремонта, действует налоговое стимулирование. В Швеции можно получить налоговый вычет до 2,5 тысячи евро. Похожая схема работает в Финляндии. Австрия, чтобы привить жителям привычку к ремонту, в прошлом году запустила трехлетнюю программу, по которой возвращает до 50 процентов стоимости ремонта и 100 процентов за услуги разбора и оценки, если выяснилось, что отремонтировать девайс уже нельзя.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter