Март в филармонии ознаменовался сразу несколькими музыкальными фестивалями

Элегическое настроение

Когда–то фестиваль классики у нас был один — «Белорусская музыкальная осень». В 1991 году к нему прибавилась «Минская весна», и пошло–поехало. Нынче для фестов благодатное время — облегчен визовый режим. И наша концертная жизнь сразу оживилась, заиграла новыми красками.


Весенний сезон, как водится, начался с Duettisimo. Очаровательный фестиваль музыкальных дуэтов, который нынче проходил уже в четвертый раз. Об одном из главных его событий — белорусской премьере «Маленькой торжественной мессы» Россини — я уже писала.

Но форум был полон и других интересностей. Представьте себе, к примеру, канадский семейный дуэт Duo Turgeon, увлеченно исполняющий насквозь российские «Зарисовки» Валерия Гаврилина, а вслед за ними — насквозь американскую «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Назавтра легкомысленных канадцев сменил молодежный дуэт из Гданьска в составе Бартоша Колачковского и Войцеха Шимчевского. Двое студентов оказались в высшей степени серьезными музыкантами — и по духу, и по уровню пианизма.

На третий день дуэты выступали с оркестром. Хозяева слета Наталья Котова и Валерий Боровиков блеснули в «Симфонических танцах» Рахманинова в переложении для двух фортепиано, струнного оркестра и ударных Валерия Боровикова. А фортепианный дуэт из Литвы — Рокас и Соната Зубовас — безупречно исполнил сложнейший двойной концерт Макса Бруха.

С 13 по 15 марта в академических стенах проходил фестиваль, посвященный 100–летию со дня рождения первой белорусской женщины–композитора Эди Моисеевны Тырманд. Много души вложила она в педагогическую деятельность. Половина наших музыкантов разных специальностей считают ее своей музыкальной мамой или бабушкой.

Может быть, оттого на ее юбилейном вечере царило элегическое настроение — слишком свежа еще боль утраты.

Но удивительно — большинство прозвучавших в тот вечер произведений были, как она сама, веселыми и остроумными. Чего стоит одна только ария Кунигунды из мюзикла Леонарда Бернстайна «Кандид» в искрометном исполнении лауреата международных конкурсов Виктории Красинской. А каким забавным и ярким оказался дуэт Сюзанны и Марцелины из «Свадьбы Фигаро», разыгранный солистками белорусской оперы Анной Гурьевой и Натальей Акининой! Был в концерте и трогательный момент, когда пианист Александр Данилов дрожащим от волнения голосом сам пропел романс Эди Тырманд вместо заболевшего певца. Еще эпизод незабываемый, когда прославленный тенор Юрий Городецкий с невыразимой горечью спел романс Сергея Слонимского «Жил Александр Герцевич». Настал момент катарсиса и хрустальной душевной тишины, когда Лидия Кузьмицкая и Анастасия Гула исполняли «Пробуждение» Штрауса. Эди Моисеевна наверняка гордилась бы своими музыкальными потомками.

И в заключительный день фестиваля две парижанки — японка Аяко Юкава (меццо–сопрано) и выпускница Белорусской академии музыки Наталья Елисеева подарили целую россыпь неизвестных у нас, изысканно красивых французских романсов. И опять — высочайший уровень исполнения и полный зал благодарной публики.

juliaandr@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter