Экзотика сомнительного свойства

В соседней Литве услуги сельского или, как его еще называют, зеленого туризма предоставляют около тысячи усадеб, в Латвии — почти 300. У нас гостей приглашают более 150 усадеб, имеющих сельскую «прописку». Еще столько же планируется создать в ближайшее время. Доход, который они могут принести в будущем, эксперты оценивают в миллионы долларов.
Отдых в сельской усадьбе порой стоит, как тур в Турцию. Это неправильно...

Заповедные леса, чистые озера и реки, самобытная культура и гостеприимные люди... В нашей стране есть все, чтобы развивать модный сегодня в Европе агротуризм. Отдых в деревне может быть не менее приятным и полезным, чем в дорогом заграничном отеле и на морском пляже. И число его приверженцев растет. В соседней Литве услуги сельского или, как его еще называют, зеленого туризма предоставляют около тысячи усадеб, в Латвии — почти 300. У нас гостей приглашают более 150 усадеб, имеющих сельскую «прописку». Еще столько же планируется создать в ближайшее время. Доход, который они могут принести в будущем, как в других европейских государствах — Германии, Литве, Польше, эксперты оценивают в миллионы долларов. Но для этого необходимы два важнейших условия — высокое качество услуг и доступные цены. А что предлагают туристам наши усадьбы? Ответ на этот вопрос искали на деревенских подворьях, именуемых «объектами агроэкотуризма», корреспонденты «СБ».

А из нашего окна бесхозяйственность видна...

Не так давно позвонила подруга из Москвы: "Говорят, у вас там здорово в сельской усадьбе отдохнуть можно. Недорого и сервис хороший. Подыщешь для нас что-нибудь приличное недалеко от твоих Барановичей?"

Поиски я начала с сети. Из последних новостей знала, что на Брестчине разнообразный отдых предлагают 32 сельские усадьбы. Но рекламировались от силы полтора десятка, причем большая часть - недалеко от Бреста. В Барановичском районе услуги предлагали хозяева домов в деревнях Ежоны и Гречихи. Ежоны - знакомое мне село. Место хорошее, но очень уж людное. Отдохнуть в тишине там, увы, не удастся. Решено! Отправляюсь на "смотрины" в Гречихи!

Более 30 километров по асфальту от Барановичей до Карчово. Дальше - хуже. В Карчовском сельсовете дорогу до Гречих оценили выражением "так себе". Слукавили, скажу прямо. На середине двухкилометрового пути нас ждала раскатанная широкими колесами тракторов "проплешина" грязи длиной метров 30. Препятствие взяли с разгона. А возьмет ли его импортный "низкопосадочный" автомобиль? Сомневаюсь... Впрочем, грязи хватает и в самой деревеньке, развитие которой, как мне показалось, застыло в 50-е годы прошлого столетия. Серые развалюхи-дома, им под стать - магазин райпо, покосившиеся заборы...

Желтый домик усадьбы выгодно отличается от всего этого запустения, но... Людей ведь за забором, на газоне, который рекламирует хозяин, не удержишь. Захочется им пройтись по деревне, заглянуть в тот самый магазин, постоять на берегу водоема. Кому доставит эстетическое удовольствие заросшая тиной и щедро утыканная корчагами вода, с торчащими из нее покосившимися столбами электропередачи? Лично я бы предпочла смотреть из окна арендованной усадьбы не на грязь, мусор и покосившиеся заборы, а на цветник и постриженную лужайку, например. Плачу за это деньги - небольшие, но все-таки... Хозяин "Гречих", с которым мне так и не удалось связаться, запрашивает за пребывание в своей усадьбе 11 долларов в сутки. Это - стоимость отдыха без питания. За биотуалет и комнату на двоих. За баню взимается отдельная плата - 40 "зеленых".

Еще одна немаловажная деталь. До Гречих автобусы не ходят. Добраться можно лишь до Карчово, а оттуда уж как получится. А теперь представьте себе на отдыхе в Гречихах респектабельного немца или эстета-француза... Даже если заедет случайно, на третий день сбежит, не выдержав местной экзотики. А мы ведь рассчитываем, что сельские усадьбы будут работать на въездной туризм, зарабатывать для страны валюту...

В общем, в "Гречихи" я точно не поеду и подруге не посоветую. Заглянула в другую усадьбу - "Свитязянка", расположенную уже в Гродненской области - в деревне Воронча. Контраст после Гречих впечатлил. Никакой тебе грязи и мусора на улице, уютные комнаты в доме. Туалеты и ванные соседствуют с русской печью. Из развлечений туристам предлагают катание на мешках с сеном с трамплина в... озеро, музей крестьянского быта, бильярд, бассейн, баню, шашлыки. Пусть и дороже стоит проживание в "Свитязянке" - 30 долларов в сутки с 3-разовым питанием. Но тут есть за что платить...

И одна усадьба в деревне, и вторая... Но почему такая разница в обслуживании туристов?

- "Гречихи" - усадьба новая, только что получившая регистрацию, - попытался объяснить причину в телефонном разговоре заведующий сектором туризма управления по физической культуре, спорту и туризму Брестского облисполкома Николай Шайко. - Хозяин только набирается опыта. Не обустроит ее, как нужно, - прогорит сам.

Сельские туристические усадьбы контролируются не только местными органами власти. Особенно строги к ним представители банка, получившего заявку хозяина на получение кредита. Если у них возникнут вопросы к качеству услуг, денег владельцы усадьбы могут и не увидеть. Необходимый минимум услуг и удобств, своеобразные "социальные стандарты" в сфере сельского туризма прописаны в специальной инструкции, разработанной республиканской общественной организацией "Отдых в деревне". Серьезный спрос с организаторов этого бизнеса вполне обоснован: по впечатлениям, полученным на отдыхе, гости будут судить не об отдельной усадьбе, а о стране в целом. "В сфере туризма недопустима самодеятельность, - подвел черту Николай Шайко. А узнав о моем впечатлении о "Гречихах", пообещал, что специалисты посетят усадьбу в самое ближайшее время. Теплые деньки не за горами, а с ними - новый туристический сезон.

Татьяна ГРИНКЕВИЧ, "СБ".

Holiday для избранных

Кадзу - житель Токио. Небоскребы, нескончаемый поток автомобилей, смог - вот, пожалуй, привычная картинка, которую он видит каждый день. Неудивительно, что, отдыхая прошлым летом в усадьбе "Елочки holiday" в Бешенковичском районе, случайной встрече с живым ежиком Кадзу обрадовался, словно ребенок (holiday в переводе с английского - каникулы, праздник. - С.Г.). А русская баня с дубовым веником и эфирными маслами и вовсе привела его в неописуемый восторг. "Очень понравилось! Безумно хочу приехать к вам снова", - расшифровывает мне экзотические иероглифы в книге отзывов хозяин "Елочек" Виктор Ерошов, занимающийся агроэкотуризмом вот уже третий год.

По официальным данным, на Витебщине сегодня 62 усадьбы, хозяева которых принимают туристов. 50 из них в прошлом году оказывали услуги постояльцам. Я побывал в Браславском, Россонском, Миорском районах, познакомился с разными людьми, пробовавшими силы в туристическом бизнесе. Картина такова. В первое время в ряды энтузиастов попадали две категории людей. Серьезные предприниматели, приглашавшие гостей в специально сложенный бревенчатый дом и предлагавшие джип-сафари, катание на водных мотоциклах и подводную охоту. А также скромные пожилые сельские интеллигенты, зазывавшие менее требовательную публику в пустующие хаты своих детей, перебравшихся жить в город. Цены и условия проживания существенно различались: где-то, спускаясь с крыльца, вы попадали на теннисный корт, а где-то - оказывались по щиколотку в грязи...

- Людей, собиравшихся размещать гостей рядом с животноводческими фермами, нам удалось разубедить заниматься агроэкотуризмом, - ведущий специалист Витебского управления физической культуры, спорта и туризма Константин Вогулкин уверен в хороших перспективах бизнеса в регионе. - Может быть, поэтому в прошлом году ни в райисполкомы, ни в облисполком не поступило ни одной жалобы от отдыхавших. Хотя хозяева усадеб заключили 358 официальных договоров на обслуживание туристов.

Однако, увидев у Ерошова во дворе туалет "а ля прадед", я не поверил своим глазам: и это "удобство" мы собираемся предложить гостям?! Ничего себе сервис! Хозяин "Елочек" на мой недоуменный взгляд немедленно отреагировал. Провел в дом, открыл дверь в уборную, где сантехника сияла белизной.

- Теплый и чистый туалет, душ, горячая вода - всеми этими благами цивилизации давно обзавелись уважающие себя и гостей хозяева агроэкоусадеб, - говорит Виктор. - А старый "скворечник" стоит во дворе на всякий случай. Вдруг кому-то из иностранцев экзотики захочется.

Экзотики и экстрима в "Елочках" и без того хватает...

- Здесь по соседству - аэродром Куковячино, - рассказывает Ерошов. - Вертолетчики с удовольствием заработают на моих гостях, прокатив их над Витебском. Можно и с парашютом прыгнуть.

- А иностранцев в минувшем году у вас много было? - спрашиваю я.

- Если считать россиян, то достаточно. Они приезжают надолго и, как правило, не стеснены в средствах. Гостей из дальнего зарубежья можно пересчитать по пальцам одной руки.

- Развиваться собираетесь?

- Задумок много... Недавно Белагропромбанк открыл мне кредитную линию на 70 миллионов рублей. Деньги можно взять на 7 лет под 5 процентов годовых. В банке предупредили, что кредит целевой. То есть использовать его я могу только на развитие бизнеса. За каждый кирпич, каждый лист шифера нужно отчитаться.

В "Елочках" мне понравилось: пляж на берегу озера, мангал под навесом, караоке и спутниковое ТВ, деревянная отделка комнат с замысловатой резьбой... Но категорически не понравились цены! Для двух человек сутки с баней обойдутся в 150 долларов. И это - без питания! Можно, конечно, поехать компанией из 16 человек. Тогда за день придется заплатить уже от 11 до 18 долларов с носа. Плюс 70 у.е. - баня. Все равно накладно. Вряд ли станет платить такие деньги наш среднестатистический турист. Да и иностранцу, право, надо очень-очень захотеть приехать в "Елочки holiday". Чем таким особенным его туда заманить - хозяину усадьбы, по всей видимости, виднее...

- Накладные расходы очень большие, - жалуется Ерошов. - По моим расчетам, работать с прибылью начну не ранее чем через год. Нужно, чтобы дом не пустовал. А с нашей погодой, которая располагает туристов к активным вылазкам на природу лишь с июня по сентябрь, добиться этого сложно!

Что ж, подход понятен: отдыхающие платят и за себя, и за тех, кто не рискнул провести отдых в усадьбе в межсезонье. С одной стороны, я понимаю Ерошова: бизнес должен приносить прибыль, иначе с ним стоит распрощаться. И я вовсе не против, чтобы состоятельные люди за удовольствие провести новогоднюю ночь в лесной белорусской избушке выкладывали почти 1.000 долларов. Но с другой стороны, как потенциальный потребитель этих услуг никак не возьму в толк, почему за двухнедельный отдых в лесу в 30 километрах от дома и за вояж в Египет на 10 - 12 дней с авиаперелетом и "шведским столом" заплачу примерно одни и те же деньги... Уверен, что в подобных рассуждениях я не одинок. Грамотный менеджер сначала нарабатывает круг клиентов, а затем, завоевав у них популярность, может понемногу поднимать цены. У хозяина усадьбы почему-то все наоборот.

В областном спортуправлении меня заверили, что не будут ослаблять контроль за агроэкоусадьбами. Витебчане даже выступили с инициативой создания общественного совета, где наряду с успешными хозяевами усадеб трудились бы опытные специалисты из сферы турбизнеса, юристы, врачи санэпидемстанций, которые помогали бы с сертификацией, разработкой минимальных требований и заключением договоров. Но теперь, как мне кажется, важнее другое: определиться, на какой круг клиентов работают хозяева усадеб, что они им могут предложить и по какой цене.

Сергей ГОЛЕСНИК, "СБ".

Скромно и... без вкуса

В усадьбу "Белорусское подворье", находящуюся в деревне Софиевка Могилевского района, я ехал как потенциальный клиент. По дороге вспоминал свое первое знакомство с объектом агроэкотуризма. Когда восемь лет назад был в Польше, знакомые повезли меня на ферму "Ранчо", расположенную километрах в пяти от небольшого курортного городка Чехочинек. Там мы катались верхом в крытом конном манеже, ночевали в комфортных номерах трехэтажной гостиницы, в баре которой были напитки на любой вкус. Вечером под специально оборудованным навесом жгли костер и жарили на огне "келбаски". Это действо сопровождалось выступлением хора в национальных костюмах. Тогда, отдохнув на славу, я пришел к выводу: сельский туризм - это нечто особенное! Так, в предвкушении новых впечатлений, я увидел поворот на деревню...

Случайно оказавшийся в Софиевке турист даже не поймет, что поблизости расположилась частная база отдыха. Ни указателей, ни табличек, рекламирующих "Белорусское подворье", не видно. Нужное направление движения мне указал местный житель, "дежуривший" у сельмага. Проезжаю по улице и останавливаюсь перед кирпичным забором у презентабельного коттеджа. Но и здесь мало что указывает на "усадьбу". Бабуля, копающаяся во дворе неподалеку, наставляет меня на путь истинный - в прямом смысле этого слова: "Ты, сынок, мимо проехал - возвращайся вон к тому дому". Следуя новому целеуказанию, торможу у обыкновенной избы, к которой прислонился разваливающийся сарайчик с крышей, поросшей мхом. Да уж, никакого намека на "Ранчо" нет и в помине...

Если на деревенской улице - асфальт (спасибо местной власти), то во дворе приходится топать по лужам. Через пару минут в моих ботинках хлюпает вода. Пока хозяина нет, обследую местность. Обшарпанные качели и качалка, перекочевавшие сюда с какой-то детской площадки. Покосившаяся беседка. О национальном колорите весьма условно напоминают несколько метров плетня, на котором развешаны горшки. Неподалеку виднеется что-то вроде пруда: квадратная яма размером 10 на 10 метров, заполненная водой. В ней, по заверению появившегося владельца "Белорусского подворья" Сергея, можно рыбу ловить, а можно и купаться. Только вот сомневаюсь, что получишь от этого настоящее удовольствие. К тому же в 300 метрах - полотно железной дороги, по которой с небольшим перерывом курсируют дизели, товарные и пассажирские поезда. "Звуковое сопровождение" для безмятежного отдыха...

Пока Сергей снимал амбарный замок с двери "усадьбы", я надеялся, что внутри будет не все так грустно. Зря... "Вот наша кухня", - хозяин показывает отгороженное от коридора помещение. Заглядываю. Вижу старый буфет. Точно такой же, только в гораздо лучшем состоянии, я выставил в гараж и храню в нем инструмент. Посуда - в фанерной тумбочке кустарного производства. Рядом - потрепанная временем и людьми газовая плита. В комнатах несколько старых металлических кроватей с панцирными сетками да побитый годами диван. Сутки проживания в этом "отеле" одному человеку обойдутся в 10 тысяч рублей. Недорого. Каковы условия - такова и цена. Могут хозяева и баньку истопить. Эта услуга обойдется клиенту уже в 50 тысяч рублей. Получается, "легкий пар" в Софиевке в два раза дороже, чем в отдельной сауне, которую на 4 - 6 человек можно снять в городской бане.

Сергей рассказал, что дом остался в наследство от умершей бабушки. Вместо того чтобы продавать постройку, вдвоем с супругой решили заняться бизнесом. В месяц удается заработать тысяч 600 - 800. Не так и много. С другой стороны, столько не заработаешь, если будешь сдавать под жилье комфортабельную квартиру в Могилеве.

Вот вам и бесплатная подсказка, как начать бизнес практически без начального капитала. Унаследовали домик в глухой деревушке - ни за что его не продавайте. Все равно больше 500 долларов вряд ли выручите. Лучше регистрируйте в сельсовете объект агроэкотуризма (для этого только надо иметь сельскую прописку) и зазывайте к себе гостей. Мебельный хлам достаньте из сарая и аккуратно расставьте по комнатам. Это даст возможность рекламировать "туристический комплекс" как оформленный в старобелорусском стиле. Если и погрешите против истины, то совсем чуть-чуть: мебель ведь действительно старая. Все, можно зарабатывать деньги на туристах! Причем, что самое приятное, за исключением одной базовой величины в год налогов платить не придется...

Ну а если серьезно, то подобное "народное творчество" в расчете заработать лишний рубль к сельскому туризму имеет весьма далекое отношение.

- Не самую лучшую усадьбу выбрали, - откровенно сказал мне заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Могилевского облисполкома Виктор Степанов. - Есть, например, в Могилевском районе фермер, к которому на новогодние праздники приезжают сотни ребятишек. Он их на лошадях катает, возит на санях в лес. Сам наряжается Дедом Морозом. В общем, к делу относится ответственно и с душой. В Софиевку же ездили представители турфирм, посмотрели и отказались от сотрудничества. Говорят, стыдно предлагать своим клиентам такой отдых. Сельский туризм - дело, конечно, очень перспективное. Но желания заниматься им мало. Сначала надо вложить деньги - в обустройство усадьбы, рекламу. Не помешают, конечно, и специальные знания. Но это в идеале. В области у нас пока 14 усадеб. Уверен, что в перспективе будет больше. В прошлом году подписано соглашение между облисполкомом, Белагропромбанком и общественным объединением "Отдых в деревне". Теперь любой, кто захочет заняться туристическим бизнесом в деревне, может получить льготный кредит на собственное развитие. А конкуренция расставит все по своим местам. Клиенты поедут туда, где им предложат больший комплекс услуг по лучшим ценам. Усадьбы, подобные "Белорусскому подворью", просто не выживут.

Павел МИНЧЕНКО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter