Спрос на гимназическое и лицейское образование в Беларуси традиционно высокий. В 2009 году, по логике, он должен еще подрасти. До недавнего времени около 45 процентов общеобразовательных школ вели гимназические и лицейские классы для способных и желающих учиться серьезнее учеников. Возврат к одиннадцатилетнему обучению сопровождался переходом общеобразовательных школ на единый типовой учебный план. Изучать предметы на повышенном уровне теперь можно лишь в гимназиях и лицеях, но их в Беларуси только 9 процентов — 198 гимназий и 35 лицеев. На коллегиях Министерства образования и педсоветах не раз звучало опасение, что конкурс в гимназии резко возрастет и может вылиться в состязание родительских кошельков. Некоторые чиновники предлагали строго контролировать отбор в гимназии.
Значит ли это, что экзамены для пятиклассников приобретают черты централизованных испытаний?
— Нет, — возразил начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. — Задания готовят областные управления образования и Минский городской комитет образования. Подслушивающих и подсматривающих устройств, чтобы тайно следить, как идет отбор в гимназии, у Министерства образования нет.
По мнению Юрия Гладкова, конкурс в гимназии, несомненно, увеличится. Хотя лично он, выбирая учебное заведение для своего ребенка, не стал бы ориентироваться на статус учебного заведения. Главное — педагогический коллектив. Географический фактор тоже имеет значение: “Я не стал бы отдавать пятиклассника в гимназию, если до нее надо добираться 10—15 остановок. На старшей ступени школьного образования — иное дело”.
Ощущают ли руководители гимназий, что интерес к их учебным заведениям возрастает?
Осиповичская белорусская гимназия в своем районе единственная. Но, по словам директора Светланы Мамсиковой, в прошлые годы гимназистами без особых проблем становились все желающие.
— Сдав три экзамена, некоторые получившие невысокие оценки дети сами отказывались от намерения перейти к нам, — объясняет директор. — Иных отталкивал белорусский язык обучения. Но даже если ребенок показывал невысокий результат, а его родители просили зачислить, мы шли им навстречу. В прошлом году один из учеников не смог прийти на испытания, потому что лежал в больнице. Он сдал их в резервные дни — в августе.
В отличие от Осиповичей в Барановичах сразу пять гимназий. Ажиотажа или повышенного интереса со стороны родителей они тоже не ощущают. Директору гимназии № 3 Владимиру Разумовичу, правда, кажется весьма неудачным время начала испытаний. До 12 часов дня ребенок может разволноваться и “перегореть”. Все-таки лучшее время для начала экзамена — 9 утра.
— Последние пять лет гимназия ведет отбор по результатам испытаний, но на практике гимназистами становятся все, кто хочет и может учиться, — рассказал о механизме поступления Владимир Разумович. — В августе на испытания собирается группа детей, которые в конце учебного года болели, находились в отъезде или просто “не знали”. Единственная категория детей, которую мы не допускали к сдаче экзаменов в резервные дни, — те, кто получил неудовлетворительную отметку, сдавая в общем потоке.
По мнению уважаемого в профессиональной среде собеседника, спорить надо не о форме и времени проведения экзаменов для пятиклассников, а о том, нужны ли они вообще:
— Каждый ученик аттестован за курс начальной школы. Надо доверять учителю начальных классов, который четыре года учил ребенка, выставлял ему оценки. А мы почему-то перепроверяем! Ладно, учитель эту проверку стерпит, а вот ученик может разволноваться, растеряться и показать худший результат. Каково будет маленькому еще ребенку пережить первый в своей жизни провал? Может, логичнее вести отбор исходя из годовых отметок в дневнике?
Думается, под этим предложением подписалось бы большинство современных родителей.
Экзамен для пятиклассника
Как его будут сдавать кандидаты в гимназисты, уже известно. Хотя педагоги со стажем не перестают задавать вопрос, зачем лишний раз испытывать на прочность одиннадцатилетних детейВыпускники начальной школы будут сдавать вступительные испытания в гимназиях с 2 по 6 июня.Право называться гимназистом придется подтвердить на трех экзаменах: по русскому и белорусскому языкам и математике. Испытания во всех гимназиях страны пройдут одновременно. 2 июня в 12 часов будущие гимназисты сядут за диктант по белорусскому языку, 4 июня в это же время начнут выполнять контрольную работу по математике, а 6 июня — писать диктант по русскому. На выполнение каждой работы отводится один астрономический час. Приказ о зачислении учеников в гимназию должен быть оформлен руководителем учреждения образования на основании протокола решения приемной комиссии не позднее 10 июня.