Экстрим нашего двора

Кто подвергает людей ежечасному риску?
Кто подвергает людей ежечасному риску?

В моде экстремальные телешоу, документальные и постановочные: «Вы — очевидец», «Фактор страха», «Русский экстрим»... Участники хвастают выбросами адреналина, ведущие нагнетают страсти, у зрителей стынет кровь и сжимается сердце: слава Богу, это происходит не со мной. Но я утверждаю, что большинство из нас, простых горожан, в особенности малолетних и пожилых, рискуют здоровьем ежедневно. Буквально возле своего дома. В доказательство беру свое жилище — дом номер 29 по улице Славинского в Минске. Отступаю на 10 метров и обхожу его по периметру...

Вот стоит без переднего колеса джип, опираясь лишь на обломки кирпича. Точно в этом месте меня когда–то оштрафовала милиция. Экономя пространство, я заехал колесами на бордюр, что сочли за покушение на «зеленую зону».

Но джип, все более накреняясь, стоит так уже два года! Рано или поздно — гарантировано — рухнет. Сгниет ли трухлявый кирпич, толкнет ли другая машина или... играющие мальчишки. Машина «клюнет» вперед тяжелым двигателем... И не дай Бог оказаться рядом ребенку!

Где бдительный участковый? Почему не штрафует владельца? Возможно, что тот и сам пострадал, а хилую подпорку поставил воришка, снявший колесо. Где тогда «бдительный» ЖЭС? Ирония уместна, так как рядом, в пяти метрах, в асфальт вкопаны несколько кусков металлических труб. Они тоже торчат не один год. Инициатива, очевидно, самодеятельная: кто–то не желает, чтобы машины подъезжали к окнам. На моих глазах эта железяка порвала в темноте бампер нового «Фольксвагена». Но, что хуже, здесь запросто может покалечиться бегущий в темноте ребенок или прихрамывающий пенсионер.

Нашего дворника, Виктора Барана, я бы не винил. Он в любую погоду едва ли не с шести утра скребет асфальт и метет «зеленую зону». Потом целый день ходит с метлой и совочком, подбирая каждый окурок и листочек. Его забота — чистота, и она безупречна! А вот к ЖЭСу N 29 вопросы есть: насчет безопасности.

Впрочем, одну доблесть припоминаю. Я заметил, что на площадке детской горки (металлический желоб с лестницей) нет ограждения. Именно там, где дети, стремясь скатиться первыми, бузят и толкаются. А ведь лететь до земли, если ребенок сорвется, метра три... Конструкция к тому же шаталась от ветхости. Уже через пару часов после тревожного звонка опасное сооружение срезали автогеном. А без «сигнала» — слабо?

Вот на оживленной пешеходной тропе торчит другая железяка — всего на 10 см. Но тем она еще опасней: в темноте ее вовсе не видно. Здесь же низко свисают сучья деревьев, грозя задеть во мгле глаза и лица прохожих...

Продолжить? Не забуду, как неподалеку упал с крыши магазина и погиб мальчик — «СБ» посвятила трагедии расследование «Как умер Дима?». Отойдем на сотню метров... Здесь с год назад на глубину человеческого роста целиком провалилось покрытие улицы Славинского: рухнуло перекрытие тепломагистрали. Никто не пострадал, но восстановительные работы шли несколько дней. Еще сотня метров — уже целые карьеры в человеческий рост.

Здесь была спортплощадка, где играли в футбол дети и курсанты военной академии. Но уже больше года эта часть Севастопольского парка обезображена горе–строителями, которые активно рекламировали возведение здесь трех элитных домов. Почему не закончили? Может, начали незаконно? Или строительная компания обанкротилась? Почему не восстановлен ландшафт? Нужно ли проводить собственное расследование или редакция получит исчерпывающий ответ администрации Первомайского района? Речь не только о ландшафте, но и о безопасности.

Повторюсь, что я всего лишь обошел вокруг свою типовую девятиэтажку. Боюсь, что любой горожанин обнаружит вокруг своего дома такие же риски. И если вы не фанатик–экстремал, если дорожите здоровьем детей и родителей, укажите на эти риски. Кому?

Этот вопрос я задал заместителю начальника Первомайского РОЧС Александру Березянко. Ответ был однозначен: «ЖЭСу! За ним закреплены дворовые территории. В нем имеются мастера, за которыми закреплены конкретные дома». Почему же, спрашиваю, они не замечают такие очевидные угрозы. «Наверное, заняты более важными делами», — с грустной иронией ответил подполковник.

Цивилизация и природа грозят нам рисками на каждом шагу: транспорт, электричество, стихийные катаклизмы... Тем более глупо порождать угрозу жизни и здоровью на ровном месте, собственным легкомыслием или чиновничьей нерасторопностью.

Старший научный сотрудник БелНИИТО (институт травматологии и ортопедии) Александр Мухля назвал мне цифры: за год в стране получают травмы около 700 тысяч взрослых и 125 тысяч детей! Почти каждый десятый житель страны. И это без учета ДТП: здесь отдельная статистика. Пятая часть пострадавших травмируется на улице и во дворе. Поскольку А.Мухля специализируется на детском травматизме, он назвал три основные его причины.

В раннем возрасте, когда малышом движет любопытство, жажда миропознания — это исключительно невнимательность взрослых. Позже начинается период самоутверждения и борьбы за лидерство: «Я способен на такое, чего не могут другие». Например, крутануть сальто на качелях, спрыгнуть с высоты (вспомним Диму...). Третья причина — огрехи игровых конструкций. Качели–коромысла, например, одного ребенка могут оторвать от доски и подбросить, другому придавить ноги.

Профилактический рецепт один: прививать безопасный образ жизни, повторять и повторять, как про мытье рук. Не суй пальцы в розетку, не прыгай с крыши и дерева, не катайся стоя на ледяной горке!

Кстати. Старшая медсестра детского отделения БелНИИТО Светлана Герасимова сказала мне, что — спасибо погоде — сейчас в отделении нет ни одного ребенка с травмой. И слава Богу! Для того, чтобы травматологи чаще оставались без работы, я и старался. А вы?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter