Экстрасенсы в мире шахмат

Трудно в это поверить, но действительно в истории шахмат был по крайней мере один матч, в котором участвовали.
Трудно в это поверить, но действительно в истории шахмат был по крайней мере один матч, в котором участвовали... экстрасенсы! Но, конечно, не в качестве игроков, а в роли "помощников" претендентов на победу. Этот факт имел многочисленные подтверждения, включая и совершенно официальные. Однако в средствах массовой информации о нем упоминалось скудно и словно нехотя. И неудивительно: эти странные события развивались в самые что ни на есть застойные времена, категорически отвергавшие все, что выходило за рамки дозволенного. Предлагаем вниманию читателей очерк, хотя бы частично восполняющий этот пробел.

Претенденты

Дело было летом 1978 года в красивейшем курортном городке Багио на Филиппинах. Здесь проходил решающий матч на первенство мира между крупнейшими шахматными мастерами того времени - Виктором Корчным и Анатолием Карповым. Напомним, что Корчной в то время уже жил за границей, поэтому все симпатии советского государства, разумеется, были на стороне "нашего" шахматиста - Анатолия Карпова. Ему, чемпиону мира, предстояло отстоять это высокое звание, а Корчному - завоевать его.

Специалисты высоко оценивали шахматный талант Карпова. Что касается Виктора Корчного, то его как шахматиста коллеги тоже оценивали очень высоко. Знаменитый в свое время гроссмейстер Лев Полугаевский не раз говорил: "Корчной - мой любимый шахматист, нельзя даже представить, какой это колоссальный шахматист!" И незадолго до смерти гроссмейстер уже шепотом повторял: "Корчной..."

Словом, Карпов и Корчной были достойными соперниками на шахматном матче в Багио.

"На игре появился удивительный субъект!"

По условиям матч должен был продолжаться до шести выигранных партий. Соперники, как уже говорилось выше, стоили друг друга по мастерству и сражались, можно сказать, на равных. Но уже во время первой партии Виктор Корчной заметил в четвертом ряду зала несколько странноватого человека. Он пристально смотрел на Корчного немигающим взглядом. Претендент попросил своих помощников выяснить личность необычного любителя шахмат. Этим "любителем" оказался личный врач Карпова, психолог и психиатр, специалист по космической медицине, доктор медицинских наук Владимир Зухарь! Причем его включили в команду Карпова незадолго до начала решающего матча! Здесь нелишне отметить, что профессиональные психологи и психиатры часто владеют гипнозом и некоторыми парапсихологическими способностями. И Владимир Зухарь в этом смысле вряд ли был исключением...

Виктор Корчной в своей книге "Антишахматы" вспоминал об этом матче: "На игре появился удивительный субъект! Он сидел в одном из первых рядов и пристально смотрел на меня, стараясь привлечь мое внимание. Бесспорна была связь его с Карповым! Сидел этот человек неподвижно по пять часов кряду, а когда подходила очередь хода Карпова, он буквально каменел!" Впечатлительный и эмоциональный Виктор Корчной затратил немало сил, чтобы противостоять "наездам" психиатра. Несомненно, подобные энергетические затраты не могли не сказаться на качестве игры претендента.

Механизм взаимодействия

Возникает вопрос: насколько правдоподобно психическое воздействие одного человека, пусть очень одаренного, на другого? Виктор Корчной как "пострадавший" изучал эту проблему и, в частности, познакомился с результатами соответствующих экспериментов. В одном из них выдающийся шахматист Михаил Таль играл партию с весьма посредственным соперником, которому, однако, внушили мысль, что он - не кто иной, как знаменитый американский шахматист XIX века Пол Морфи! Соперник настолько проникся внушенным ему образом, что перед партией потребовал выплатить ему фантастический гонорар! Михаилу Талю пришлось изрядно потрудиться, чтобы в конце концов обыграть новоявленного гения.

Технология психологического взаимодействия основана на программировании "подстраивания" под собеседника. Можно заставить свое сердце биться точно так же, как у пациента, подстроиться под его дыхание, копировать жесты, и в результате объект воздействия почувствует себя единым целым с экспериментатором! Но в этом он не будет отдавать себе сознательного отчета, а полностью ощутит побуждения гипнотизера как собственные, даже если они идут во вред пациенту (в данном случае во вред Корчному).

Кстати, если подобного рода взаимодействие осуществлялось во время матча в Багио, то оно должно было квалифицироваться как нарушение пункта 5 правил ФИДЕ, категорически запрещающего "телепатические" контакты между зрителями и игроками.

Клин клином вышибают

Любой свой неудачный ход в партиях матча в Багио Виктор Корчной сразу же связывал с воздействием на него психолога Зухаря и даже требовал "призвать к порядку зарвавшегося хулигана". Накануне 17-й партии глава делегации Корчного фрау Лееверик заявила, что "присутствие в зале психолога Зухаря, все время стремящегося сесть поближе к сцене, говорит о важности этой персоны в составе советской делегации в плане влияния на участников матча - неважно, благоприятного ли на Карпова или отрицательного на Корчного".

После безрезультатных жалоб на Зухаря и обращений в апелляционный комитет матча команда Корчного решила пригласить на матч своих "психологов". К этому времени Карпов вел со счетом 4:1. Казалось бы, еще немного, еще чуть-чуть, и он наберет 6 очков, необходимых для победы! Но не тут-то было! Карпов старался изо всех сил, добивался явно выигрышных позиций, но одолеть соперника не мог! А дело в том, что в зале находились новые "помощники" Корчного - индийские йоги, мужчина и женщина. Кстати, стоило им войти, как что-то случилось с Владимиром Зухарем: он торопливо закрыл свое лицо платком и стремительно вышел из зала!

Индусы не только изгнали "хулигана" из зала, но и заставили Корчного выучить магическую фразу на санскрите, которую он должен был произнести при нежданном появлении Зухаря. Как вспоминал Корчной, такой случай произошел в канун 21-й партии. Претендент стоял у входа в здание, где проходил чемпионат. Вдруг подъезжает машина, из нее выходит Зухарь и - прямиком к Корчному! А тот в упор смотрит на вошедшего и произносит сакраментальную фразу на санкскрите! Психолог, не доходя до претендента, закрывает лицо и голову руками и выбегает на улицу...

Решающая партия

Итак, начиная с 21-й партии, постепенно Корчной начал набирать очки. Карпов в это время с большим трудом выиграл лишь одну партию, а претендент, на удивление всем присутствующим, добился победы над соперником в четырех встречах и довел счет до равного - 5:5! В зале страсти накалились до предела! Шахматисты всего мира жаждали окончательного результата этого титанического поединка.

Решающей в этом историческом мачте стала 32-я партия. Утром того дня случился казус: в четвертом ряду вдруг появился наш старый знакомый Владимир Зухарь! Реакция Корчного не поддается описанию: он вскочил с места и громко потребовал убрать психолога! "Иначе я сам с ним расправлюсь!" - добавил гроссмейстер и для верности махнул кулаком. Но было уже поздно. "Чары" Зухаря очевидно уже "сработали", поскольку в дальнейшем в результате длительной и упорной борьбы решающую партию выиграл Анатолий Карпов! Набрав 6 очков, он сохранил за собой звание чемпиона мира.

Чемпионат мира в Багио вошел в историю шахмат как беспрецедентный поединок не только шахматистов, но и парапсихологов. Такого в шахматных соревнованиях еще не было...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter