Президент Беларуси поставил задачу диверсифицировать рынки сбыта

Экспорту прописали таблетки для роста

Зависимость белорусской экономики от внешних продаж общеизвестна. Причем половина экспорта приходится на Россию. Однако нынче этот рынок перестал быть лакомым местом. Положение дел у нашей соседки сложилось в своеобразный черный треугольник. Один из его углов — падение цен на нефть, второй — девальвация рубля, третий — отток капитала. Очень непростая ситуация и в экономике Казахстана. В Украине — также одном из наших основных торговых партнеров — по сути, война. Президент Беларуси поставил задачу диверсифицировать рынки сбыта, подчеркнув, что будущий год — «это экзамен».


Глава государства отметил, что Беларусь, возможно, впервые столкнулась с такой трудной экономической ситуацией. Поэтому диверсификация экспорта, поиск новых рынков — вопрос выживания страны. Сегодня необходимо сделать все возможное, чтобы спасти производство и не выкинуть людей на улицу. В качестве примера привел тот факт, что ряд белорусских предприятий сумел выйти на американские рынки. «Сняты всякие санкции, и мы с ними торгуем. Значит, можно», — сказал Президент.

Уже сейчас ясно, что в этом году внешнеторговый оборот Беларуси с РФ снизится по сравнению с прошлым годом. Причем из-за падения российского рубля наш экспорт в Россию падает быстрее, чем импорт из нее. По данным Белстата, за январь—август объем экспорта из Беларуси в Россию составил 94,3 процента к соответствующему периоду прошлого года, импорта из РФ — 96,3. Больше всего в январе—августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого экспорт снизился по таким позициям, как седельные тягачи (70,2 процента от прошлогоднего), двигатели внутреннего сгорания (75,3), тракторы — (82,5). Однако эти цифры не отражают всех последствий падения российского рубля.

Свидетельство тому — ситуация с поставками нашей сельхозпродукции.

Более десяти лет основу доходов от экспорта Беларусь получала от трех отраслей: нефтепереработки и нефтехимии, калия, черной металлургии. Именно они формировали до 48 процентов экспортных потоков. По словам министра экономики Николая Снопкова, максимум был в 2012 году. Лишившись возможностей беспошлинного экспорта в Европу разбавителей и растворителей, Беларусь недосчиталась в 2013-м миллиардов долларов. Именно их искажающее влияние на общий экспорт ощущается сегодня. Сократились также поставки техники в Россию. В целом падение экспорта больно ударило по белорусской экономике.

Основными торговыми партнерами в прошлом году были: Россия — 49,5 процента всего объема товарооборота, Украина — 7,8, Германия — 6, Нидерланды — 4,7, Китай — 4,1, Польша — 3, Италия — 2,5, Литва — 1,9, Великобритания — 1,8, Казахстан — 1,2 процента.

Что интересно, экспорт в Украину, Нидерланды, Польшу, Литву и Латвию сократился, в Россию, Германию, Китай, Италию, Англию, США — вырос. Расширилась и география сбыта нашей продукции. Справедливости ради стоит обратить внимание, что появление новых рынков сбыта напрямую связано с позицией белорусской власти. Президент страны и правительственные делегации посещали страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии. Вместе с чиновниками туда наведывались и отечественные хозяйственники, бизнесмены, «окучивая» новую местность.

Конечно, движение во внешней торговле есть. Но важно, чтобы это были не пробные партии товаров. Можно продать 10 тракторов, но это нельзя назвать диверсификацией рынков сбыта. Переместить товар за границу — это еще не экспорт. Экспорт — когда за него пришли деньги.

Что мешает производителям наращивать продажи своих товаров за рубеж? Наша продукция достаточно популярна на внешнем рынке. Но важно не сидеть пассивно и не ждать, что к тебе придут покупатели. Надо преодолеть внутреннюю болезненную пассивность. Немаловажный минус — языковой барьер. Думается, большинство из директорского корпуса, основу которого составляют возрастные управленцы, не владеет иностранными языками. А уверенность в том, что «белорусское — качественное и дешевое», давно не приносит прибыли, потому что наши товары уже не попадают в низшую ценовую категорию. Чтобы продвигать свою продукцию в более дорогих сегментах, нужно действовать по-другому и более профессионально. Но действительно профессиональных маркетологов на многих белорусских предприятиях до сих пор нет. Есть отделы сбыта, которые не владеют современными продвинутыми инструментами и технологиями. Им не хватает информации и понимания, как начать экспорт на новые рынки правильно и грамотно. Есть такое выражение: делает слишком мало и слишком поздно. Мы идем вдогонку за ситуацией. А нужно — с опережением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter