Экспортный рывок агропрома

В стране за предстоящую пятилетку необходимо увеличить экспорт товаров в 2,2 раза, экспорт услуг — не менее чем в три раза, отмечалось на заседании Президиума Совета Министров при обсуждении проекта Национальной программы развития экспорта на 2011—2015 годы.

Задачи АПК были определены на IV Всебелорусском народном собрании: экспорт сельхозпродукции и продовольствия, ставил задачу Президент, за пятилетку необходимо довести до 7 миллиардов долларов.

В стране за предстоящую пятилетку необходимо увеличить экспорт товаров в 2,2 раза, экспорт услуг — не менее чем в три раза, отмечалось на заседании Президиума Совета Министров при обсуждении проекта Национальной программы развития экспорта на 2011—2015 годы.

Наращивать экспортный потенциал АПК намерен за счет молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, казеина, яиц и картофеля, спрос на который с каждым годом увеличивается.

Не случайно к концу пятилетки предполагается довести объем продажи его до одного миллиона тонн.

Поступают заявки из соседних государств и на семена зерновых.

Придется увеличивать реализацию племскота. В свое время республика продавала его во многие регионы бывшего Советского Союза. Но потом география поставок заметно уменьшилась.

Так что резервов для наращивания внешнеторговой деятельности у отрасли немало. Нужно только активизировать эту работу, укреплять связи с регионами, постоянно интересоваться конъюнктурой рынка, нацеливал недавно руководителей мясо-молочной отрасли министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый.

Оно и понятно, эта отрасль во внешнеторговой деятельности уже много лет приносит наибольшие дивиденды. Поэтому ставка на экспорт молокопродуктов будет продолжаться и дальше. В товарной структуре поставок прошлого года они составили 60 процентов. На долю мяса и мясопродуктов пришлось в два раза меньше, казеина — 2,5 и яиц — полтора процента. Всего же подведомственные Минсельхозпроду предприятия за пределы страны реализовали продукции на 2,2 миллиарда долларов, что составляет 139,1 процента к предыдущему году при задании 124—125 процентов.

Отрасль действительно становится поставщиком валюты для Беларуси. В первые годы суверенной республики ставилась задача обеспечить продовольственную безопасность страны и выйти с продукцией агропромышленного комплекса на экспорт. В 2001 году он впервые составил более 130 миллионов долларов. Тогда это казалось огромнейшей победой, а о миллиарде долларов, и тем более двух, никто не помышлял. В таком случае достигнутый успех минувшего года, считают специалисты, это лишь стартовая площадка на пятилетку 2011—2015 годов.

Каков же фундамент этой стартовой площадки? Ее продовольственная составляющая базируется почти на 20 основных видах продукции, спрос на которые в мире не уменьшается.

В прошлом году выросли отгрузки в натуральном выражении говядины, свинины, мяса птицы, колбасных изделий, мясных консервов, сухого, цельного молока, муки, льноволокна.

Увеличение спроса сказалось и на росте цен. Сухое обезжиренное молоко, например, за 2010 год подорожало в 1,8 раза, казеин — на 67 процентов, животное масло — на 64, сыры и творог — на 36, говядина — на 10, свинина — на 6 процентов. Постоянно прибавляет в цене сахар.

Правда, основным внешнеторговым партнером республики по-прежнему остается Россия, куда было поставлено продукции почти на 2 миллиарда долларов. И если в 2009 году организации Минсельхозпрода торговали с 65 регионами этой страны, то в прошлом — с 69. Экспорт в другие страны СНГ оценивается скромнее — всего 108 миллионов долларов.

Так что резервы для расширения рынков сбыта, конечно же, есть.

В свое время, напомним, Беларусь бескорыстно кормила многие республики Советского Союза. Нынешняя ситуация на продовольственном рынке дает возможность вернуться к этому.

Но уже, разумеется, за деньги, к взаимной выгоде и сельхозпроизводителей, и государства.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter