Куда экспортирует молочную продукцию Беларусь

Экспортное русло молочной реки

Мировой молочный рынок лихорадит: в условиях глобального перепроизводства цены на продукцию стремительно падают. В том, как найти баланс между спросом и предложением, удовлетворить растущие «сырные» аппетиты России и развивать экспорт в третьи страны, корреспонденты «Р» разбирались вместе с экспертами Беларуси, России и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).




Молоко, которое не скиснет


Такого на мировом молочном рынке не было давно: перепроизводство продукции достигло максимума, а цены за последние 7 лет скатились на самое дно. При этом перед нашими производителями стоят довольно амбициозные задачи: за ближайшие четыре года увеличить выпуск молока более чем на треть, серьезно поработать над диверсификацией поставок и сохранить конкурентоспособность при вступлении страны в ВТО.

То, что сейчас происходит в молочной отрасли во всем мире, один в один повторяет ситуацию с нефтью: пока игроки не уменьшат производимые объемы, цены не поднимутся. Именно превышение предложения над спросом привело к тому, что цены на молоко опустились на минимальный уровень с 2009 года. Безусловно, это сказалось и на рынке нашей страны. По оценке эксперта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Максима Фастеева, несмотря на то, что в прошлом году наши заводы серьезно прибавили в производстве, валютная выручка при этом сократилась более чем в два раза, а экспортная стоимость в январе — феврале 2016-го опустились на 20—25% по сравнению с прошлогодним периодом. 

— Наш молочный рынок  особенный: 96% молочки экспортируется в Россию. С одной стороны, сегодня назрела необходимость снижать эту зависимость, с другой — цены, которые предлагают российские партнеры, самые высокие, — констатирует Максим Фастеев. — Для того чтобы не терять при экспорте валютной выручки, производителям стоило бы уделять больше внимания диверсификации поставок, а также принимать активное участие на биржевых торгах.

Несмотря на неблагоприятные внешние условия, наши производители снижать объемы производства молока не будут. Напротив, перед отраслью стоит глобальная задача — увеличить выпуск к 2020 году до 9,2 млн тонн (плюс 33% к уровню 2015-го). Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич поясняет, что отрасль нацелена на интенсивный путь развития за счет увеличения продуктивности дойного стада. И добавляет, что самая актуальная задача для агросектора на ближайшее время — снизить себестоимость продукции на 25%: «Мы понимает, что так дальше нельзя идти, надо снижать издержки и затраты для того, чтобы мы были конкурентными. У нас есть два-три года. Если мы к 2020-му вступим в ВТО, то будем готовы». В ведомстве уже напоминают производителям, что членство во Всемирной торговой организации повлечет снижение экспортных цен. И чтобы это не стало для предприятий шоком, советуют как можно раньше начинать работать над удешевлением продукции.

Фото picsfab.com

Пока же в главном управлении внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода ростом экспорта молочки в первом квартале довольны: объемы поставок увеличились на 25%. А вот что не дает пока больших поводов для радости, так это слишком  большая зависимость от российского рынка.

— Мы поставляем в Россию 96,6% выпускаемой молочной продук-ции, — констатирует начальник управления Алексей Богданов. — Продажи вне стран ЕАЭС — всего лишь 1,1% (19,1 млн долларов). При этом нам необходимо вот что понимать: к 2020 году мы увеличим производство до 9,2 млн тонн, из которых 5,8 млн тонн нужно экспортировать. Россия к этому времени сократит импорт молочной продукции с 7 млн тонн до 4,1. Разница между их импортом и нашим экспортом составит почти 1,7 млн тонн. Куда их девать? Вот почему мы постоянно агитируем производителей уже сейчас диверсифицировать поставки: продавать в страны дальней дуги, СНГ.

К слову, анализ экспорта показал, что ряд предприятий в прошлом году поставляли продукцию на рынок СНГ по более высоким ценам, чем предлагали в России. В то же время, считает один из ведущих экспертов российского молочного рынка Марина Петрова, молочная отрасль в соседней стране пока не смогла перейти к реальному импортозамещению и продолжает стагнировать. При этом за последние два года доля поставок молочки из Беларуси по многим сегментам превышает 90%: так, в общем объеме импорта доля нашего сухого молока составляет 96%, сухой сыворотки — 97%, творога — 99% и питьевого молока — 98%. Эксперт полагает, что происходящая трансформация российского рынка открывает белорусским производителям возможности по замене выбывших европейских продуктов. В то же время сейчас Петрова рекомендует сконцентрироваться на поставке массовых и недорогих продуктов, поскольку покупательная способность в России сильно снизилась.

А вот продукцию с высокой добавленной стоимостью производителям рекомендуют продвигать в третьи страны. В частности, большие перспективы Минсельхозпрод видит на рынках Китая и арабских стран. В ведомстве обращают особое внимание, что готовы оказывать экспортерам всевозможную поддержку.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА


ЦИФРЫ

В январе — марте 2016 года сельхозпроизводители экспортировали 920 тыс. тонн молочной продукции на 350 млн долларов. Экспорт молочки в 2015-м составил 1,7 млрд долларов.

ФАКТ

По итогам прошлого года в рейтинге мирового производства молочных продуктов наша страна занимала третье место по выпуску сливочного масла и молочной сыворотки, а также пятое место по производству сыров, творога и сухого обезжиренного молока.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Сыр и дырки на полках


Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Наша страна в январе—марте практически на четверть нарастила поставки молочной продукции по сравнению с первым кварталом прошлого года. При этом только экспорт сыров увеличился на 20 с лишним процентов. Почти весь объем — 10—12 тысяч тонн каждый месяц — идет в Россию. Правда, крупные российские розничные сети заявляют, что не откажутся от большего. Для пущей убедительности их представители приехали к нам, чтобы познакомиться с поставщиками, рассказать о себе и призвать дать сыра. 

Местом встречи выбрали Минторг. Министр Владимир Колтович пояснил: 

— Ведомство внешнеэкономической деятельностью не занимается с 2012 года. Так что эту встречу мы бы могли провести и в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, но тема близка мне по прошлой работе. В Москве я занимался в том числе анализом деятельности наших поставщиков и торговых домов, представительств на территории соседней страны. Заметил: в кабинетах получается все гладко, но как только начинаются поставки, возникают проблемы вплоть до срывов. Давайте их назовем, подумаем, как решить, обозначим точки роста наших взаимоотношений. 

Категорийный директор сети магазинов «Пятерочка» розничной корпорации X5 Retail Group Александр Морозов перечислил основные недочеты. Во-первых, сыр не всегда соответствует спецификации в части налета, во-вторых, температура при доставке отличается от допустимой. В итоге почти за 4 месяца с начала года развернули 1,5 тысячи тонн сыра. Хотя такой объем закупается ежемесячно только для производства, где фасуется молочный продукт для «Пятерочки», есть перспектива роста еще на 500 тонн. Впрочем, обвинять соседей в невнимательности Морозов не спешит:

— Зачастую продукция поставляется к нам через посредников. Для нас это неудобно. К тому же есть случаи, когда они под видом белорусского товара привозили другой. Поэтому мы бы хотели работать напрямую с заводами или через торговые дома, которые авторизированы МИД. 

Вполне логичное пожелание. Впрочем, менее половины производителей не согласны с таким подходом. Мол, посредники порой предлагают больше, рассчитываются, бывает, сразу же, а то и вовсе по предоплате, не растягивают оплату на 45 дней, им не надо отстегивать энную сумму за место на полке. К тому же никто не отменял ограничений по доле импорта от одного предприятия. Ретейл можно понять: он перестраховывается на всякий случай. Заводчане в свою очередь не скрывают, что готовы к аудитам, за качество ручаются. Если надо, говорят, научатся фасовать товар. Пока же около 85 процентов молочки уходит не в потребительской таре, сыр, например, чаще всего отгружается в огромных головках и кусках. Но тут появляется одно «но»: россияне хотели бы наращивать экспорт за счет собственных торговых марок, тогда и место на полке найдется.

Фото Александра СТАДУБА

— Мы инвестируем средства в продвижение продукции под новыми брендами наших торговых сетей. Это в первую очередь товар первой цены, массовая категория. Если же мы введем другой бренд, можем получить падение, даже если поставка будет напрямую и стоимость сыра выйдет дешевле. Но мы открыты для эксперимента, — уточнил директор по взаимодействию с органами государственной власти розничной корпорации X5 Retail Group Станислав Наумов.

В нашем Минторге признают: далеко не все предприятия вкладываются в рекламу и продвижение своих товаров за рубежом, пытаясь выехать на советском прошлом. Между тем дешевое и качественное производим не только мы, и решающее слово — за маркетингом. 

— Есть ряд позиций, на которые сегодня спрос не закрыт. Рекомендовал бы обратить внимание на позиции более дорогих сыров. То, что мы имеем, сильно отличается от того, что шло из Евросоюза, так что в этой части есть огромный потенциал, — поделился мнением Морозов.

— Когда нам поступают предложения от покупателей, нужно пытаться их удовлетворить. Кто быстрее начнет, пока действует продовольственное эмбарго, только выиграет. Наши сложности никому не интересны, — обратила внимание заместитель управляющего делами Президента Надежда Котковец.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Так что маркетинг, по мнению экспертов, лишним не будет и в этом вопросе. А еще нашим предприятиям нужно быть готовыми к демпингу со стороны европейцев, которые не преминут отхватить долю рынка побольше. Впрочем, думать надо и на более отдаленную перспективу: к 2020 году россияне собираются увеличить производство молока до 38,2 млн тонн. То есть импорт снизится с 7 млн тонн до 4,15 млн. Соседи не скрывают: к этому времени они намерены отказаться от подписания совместных балансов на поставку мясной и молочной продукции. К слову, балансы по той же птице уже уменьшаются. Так что молочникам, радуясь отсутствию конкурентов на соседнем рынке, нужно не забывать о диверсификации экспорта. Согласно одноименному плану к концу пятилетки наша страна должна обеспечить примерно равное распределение экспортных продаж молочных продуктов между странами Евразийского экономического союза, Евросоюза и государствами так называемой дальней дуги. Есть и конкретные шаги: нарабатываются контакты в Юго-Восточной Азии и в Китае. Сейчас 15 предприятий молочной отрасли уже получили сертификаты для экспорта в КНР. Помочь с рынками сбыта, по расчетам экспертов, должно и вступление в ВТО. Важный вопрос в том, успеем ли найти новых партнеров за ближайшие четыре года. Ведь делу тоже нужно время.

Мария ДРУК

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter