Наши молочные предприятия удерживают и расширяю экспортную нишу благодаря модернизации производства

Экспортная ниша на молочном рынке

ГЛАВА государства, посещая Туровский молочный комбинат, поручил проанализировать работу перерабатывающих предприятий по трем критериям: цены на сырье, отчисления в бюджет и зарплаты. Такое пристальное внимание неспроста – переработка молока по рентабельности вполне сравнима с нефтяным бизнесом. Шутка ли, страна входит в пятерку мировых экспортеров наравне с Новой Зеландией, Австралией, странами Евросоюза и США, нашу молочку знают в 55 странах. 

ТУРОВСКИЙ молочный комбинат — молодое, успешное предприятие, которое перерабатывает 400 тонн молока в сутки и поставляет продукцию в 12 стран. Недавно запущена вторая очередь производства, позволяющая увеличить переработку до 750 тонн в сутки. Но если комбинат без натяжки можно назвать примером грамотного менеджмента и успешного продвижения своей продукции на внешних рынках, то как дела на остальных предприятиях отрасли, чем вообще дышит наша переработка и каковы перспективы? 

фото из архива  белта

Согласно Программе развития аграрного бизнеса до 2020 года, отрасль должна произвести 9,2 миллиона тонн молока, переработать 8,1 миллиона тонн. Мощности наших предприятий позволяют сделать это уже сейчас. В системе Минсельхозпрода 40 молочных комбинатов, которые деньги на практически непрерывную модернизацию ищут и находят не в бюджете или банках, а преимущественно в кошельках зарубежных оптовиков и покупателей. Ведь что нужно для продвижения продукции на внешние рынки? То, что и делается предприятиями сегодня, – диверсификация производства. Сейчас правом экспорта продукции в Евросоюз обладают 8 предприятий, 17 сертифицированы по стандарту «халяль», три – аттестованы на выпуск кошерной продукции. 36 молокоперерабатывающих организаций могут поставлять свой продукт на китайский рынок. 

Поставлять есть что: за прошлый год переработано 6,361 миллиона тонн молока, произведено добавленной продукции на более чем 6,4 миллиарда рублей. Чистая прибыль в молочной промышленности превысила 404 миллиона рублей, а рентабельность продаж — 11,7 процента. И неудивительно, ассортимент таков, что глаза разбегаются. Вдумайтесь, полторы тысячи наименований: более 700 видов разнообразной цельномолочной продукции, около 330 – сыров, даже, казалось бы, банального сливочного масла более 30 наименований. 

В первом квартале переработано 1,5 миллиона тонн молока, стоимость полученной товарной продукции оценивается в 1,5 миллиарда рублей. На вопрос, за счет чего растем и получаем прибыль, если многие комбинаты постройки еще советских времен, начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Александр Щербенок отвечает так:

— Более 30—40 процентов выручки предприятия вкладывают в модернизацию. К примеру, Верхнедвинский молочный комбинат увеличил мощности со 180 до 240 тонн в сутки. Реконструкция идет на Беловежском, Барановичском, Рогачевском, Кобринском, Светлогорском филиале Калинковичского молочного комбината и других предприятиях. 

Сегодня отрасль практически полностью модернизирована. Причем внедряются все более новые и рациональные направления переработки. Например, сгущение и сушка, что и позволяет изготавливать продукт с высокой добавленной стоимостью. Так, в 2017 году цеха по производству сухих молочных продуктов и сухой сыворотки появились на Глубокском молочно-консервном комбинате, сухого обезжиренного молока — на Березовском сыродельном комбинате, Кобринском маслосыродельном заводе, ОАО «Здравушка-милк».

ЧТО еще нового? Как говорится, замучаешься перечислять. Современные технологические линии по выпуску ультрапастеризованного молока установлены на Минском молочном заводе № 1, ОАО «Молочный мир» и ОАО «Здравушка-милк», глазированных сырков — на Молодечненском молочном комбинате, творога — на ОАО «Молочные горки». Автоматическая установка микрофильтрации рассола появилась на Кобринском маслосырзаводе, нанофильтрации и обратного осмоса — на Верхнедвинском маслосырзаводе. Слуцкий сыродельный комбинат оснастили диализной установкой для сыворотки, ОАО «Бабушкина крынка» — оборудованием для переработки творожной сыворотки. 

Оршанский молочный комбинат уже в этом году реализует два инвестпроекта. Устанавливает новую линию по розливу молока с увеличенными сроками хранения. «Удлиненные сроки хранения обусловлены тем, что проект реализуется под китайский рынок. Договоренности о поставках с партнерами из Поднебесной сейчас ведутся», — пояснили на комбинате. Еще один значимый проект — расширение творожного производства. К чему перечисляю подробности модернизации оршанских переработчиков? Старейшее предприятие, основанное в 1939 году, продало продукции в Россию, Германию и Польшу на 17,1 миллиона долларов. Причем брендированной: под торговой маркой «Дедушкин горлачик» — молоко и молочную продукцию, а «Знатный сыродел» — большой ассортимент сыров. 

И это только часть предприятий. Но главное — эффективность, чего и требует Глава государства. Молочные комбинаты, конечно, не жируют, но прибыль получают стабильно. Опять-таки пару примеров. О росте прибыли в 2,5 раза – до 13 миллионов рублей — отчиталась «Милкавита», которая объединяет переработку молока в Гомеле, Речице и Хойниках. Чистая прибыль «Савушкина продукта» выросла в 9,5 раза —  до 84,5 миллиона рублей, что позволяет предприятию оставаться крупнейшим игроком на нашем молочном рынке.

НО и более мелкие по объемам переработки комбинаты не уступают. Директор Клецкого филиала ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Николай Рубаник:

— В прошлом году до 80 процентов продукции пошло на экспорт. Выручка от зарубежных продаж — 45,3 миллиона долларов, что на 2,1 миллиона больше уровня предыдущего года, их рентабельность — 17,4 процента. Но успех в зарубежных поставках возможен только при непременном условии — внедрение новых линий и технологий. Если год-два не будешь модернизироваться, придумывать и применять что-то новое, идя за потребностями рынка и требованиями по качеству, – пиши пропало». 

За последние пять лет предприятия переработки во всех областях были объединены в холдинги. Поэтому вряд ли можно говорить о разной эффективности «маленьких» и крупных комбинатов. Важно, что каждое в своем районе дает рабочие места. И без глубокого анализа понятно: больше выручки и прибыли — выше отчисления в бюджеты и, соответственно, зарплаты работников. 

Молочные комбинаты конкурируют между собой и на внутреннем рынке. Даже несмотря на то, что жестко установленных сырьевых зон как таковых уже нет. В регионах нет и единой закупочной цены на молоко, каждый переработчик вправе ее устанавливать самостоятельно. В этом смысл конкуренции в борьбе за производителя молока-сырья. Например, Клецкий филиал за килограмм его высшего сорта платит 0,49 копейки, «экстры» — 0,62. А самые высокие закупочные цены в Гомельской области: за тонну «экстры» — 703,3 рубля, за высший — почти на 100 рублей меньше. 

Да, местные власти уже не заставляют реализовывать продукцию конкретному перерабатывающему предприятию, но требуют выполнения долгосрочных обязательств. Об этом неплохо бы помнить всем хозяйствам, а не искать временную выгоду. И поспевать за стремительным ритмом жизни, когда то, что еще вчера казалось новинкой, сегодня уже безнадежно устарело. 

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter