Экспортировать не просто молочные, а брендовые продукты

Аграриям к 2020 году предстоит взять очередную высоту
Аграриям к 2020 году предстоит взять очередную высоту: на экспорте выручить 7,5 миллиарда долларов при рентабельности продаж не менее 10 процентов. Это ключевое задание на пятилетку предусмотрено Госпрограммой развития агробизнеса на 2016—2020 годы и одобрено пятым Всебелорусским народным собранием. 

На первый взгляд, учитывая внутренние и внешние условия, справиться со столь амбициозной задачей архисложно. Но если подумать, просчитать и не спать в шапку — абсолютно реально. В том, что можем прилично добавить, нет никаких сомнений. Ведь это программное задание версталось исходя из наших возможностей. А они нынче таковы, что, к примеру, уровню материально-технической базы хозяйств завидуют аграрии всех постсоветских государств. Белорусские фермы и комплексы называют не иначе как высокотехнологичными, а оснащенность сельхозтехникой — запредельной. Так чего нам не хватает, чтобы прибавлять? 

Проблема одна: слабая эффективность производства. Мы барахтаемся не один год, взывая о помощи и сетуя на все и вся. Сегодня около 380 сельхозпредприятий устойчиво убыточные. Между тем спасательный круг совсем рядом: жесточайшее соблюдение технологий поможет не только выплыть, но и получить весомый доход. Почему немало хозяйств получают 100 процентов молока сортом «экстра», ежедневно пополняя кассу сотнями миллионов рублей, а некоторые на таком же комплексе и до 60 недотягивают? Почему одни мясо- и молокоперерабатывающие предприятия фурами гонят свою продукцию на экспорт, пополняя казну государства, другие едва ли не на ладан дышат? 

На эти вопросы жесткий и честный ответ дал заместитель Премьер-министра Михаил Русый, призвав не стесняться говорить о нехватке мозгов. Слишком часто провалы предприятий связаны с неверными решениями и ошибками управленческого персонала. В Минсельхозпроде не в первый раз озвучивают свою позицию: необходимо как можно больше и активнее работать отделам ВЭД предприятий, выходящих на внешние рынки. Принцип «Россия у нас все заберет, и за хорошие деньги» сегодня звучит почти так же, как иронический слоган из романа «12 стульев»: «Заграница нам поможет». Результат «помощи» очевиден: если в 2014 году поставки продовольствия за рубеж составили 5,6 миллиарда долларов, то в 2015-м они снизились до 4,4 миллиарда. Опять же, в Россию поставляется свыше 94 процентов продовольствия от всего экспорта, в страны СНГ (без России) — 3,4, дальнего зарубежья — 2,2 процента. 

Спору нет, Россия была и останется основным потребителем нашей сельхозпродукции. Но даже на этом хорошо знакомом рынке мы от случая к случаю тонем.

Стоит ли говорить, что наши экспортеры освоили лишь ближайшие к Беларуси российские регионы. Нужно идти на Восток, добираться до Сибири. Нас пугают большие расстояния и логистика? Но если целесообразно возить в Новосибирск, Томск, например, израильские соленые огурцы, то почему бы не продавать там и наши белорусские, которые ничем не хуже? На Дальнем Востоке можно найти в сетях американский и европейский хлеб, который стоит весьма недешево. Разве нельзя поставлять туда замороженный нашего производства? 

К сожалению, проблема и в том, что брендов, способных конкурировать на высоком уровне, у нас раз-два и обчелся. Обратите внимание, даже российские покупатели в наших новостях чаще всего говорят о белорусской продукции в целом: пропала сметана, творог, молоко. Они не знают наши марки и названия. Так денег в конкурентной борьбе не заработаешь. А уж повысить рентабельность продаж до требуемого уровня действительно сложно. На российском рынке для нас сложилась патовая ситуация: цены сопоставимы с местными аналогами, но по качеству наша продукция лучше. А вот по вкусу, говорят, все же уступаем европейским производителям. Где выход? Специалисты-маркетологи утверждают, что повысить прибыль и рентабельность продаж можно на оригинальности рецептур. 

Увы, продуктов, претендующих на звание национального бренда, практически нет. А ведь никогда себестоимость базового масла, ординарных сыров, а тем более сухих продуктов не будет в Беларуси ниже, чем в теплых Новой Зеландии или латиноамериканских государствах. Поэтому нам просто необходимо придумать свой особенный и интересный продукт, чтобы завоевывать экспортные премиальные сегменты.

germanovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter