Директор Национального центра маркетинга МИД Валерий Садохо подтвердил, задача по диверсификации поставок сложная:
— Особенно это касается части поставок в страны дальнего зарубежья. По статистике, 85 процентов нашего экспорта определяют 12—13 наших партнеров, и в их числе нет так называемых стран «дальней дуги». В Азии, если мы убираем Китай, остается где-то 3 процента нашего экспорта, в Африке — 1,1 процента, Американский регион без США — 1,4 процента. Чтобы обеспечить треть экспорта в страны «дальней дуги», надо нарастить производство на 25—30 процентов, при этом нужно оценить, есть ли у нас такие возможности.
По его словам, нужно думать, какие товары будем поставлять с учетом дальнего транспортного плеча. Особенно активно, по мнению Валерия Садохо, белорусским экспортерам следует использовать имеющиеся у них инструменты для продвижения своих товаров. К примеру, на бесплатном ресурсе export.by есть возможность презентовать свою продукцию на английском языке.
Кроме того, директор центра считает, что одним из инструментов для поддержки экспортеров должен стать недавно принятый Указ № 412. Он поддержит малый и средний бизнес в вопросе участия в международных выставках за рубежом и продвижения их продукции на внешних рынках.
Вместе с тем Валерий Садохо обратил внимание на ряд положительных моментов: предприятия сейчас наращивают экспорт и закрепляются на азиатских рынках. С начала года экспорт в Китай вырос на 78 процентов, товарооборот с Вьетнамом — на 80 процентов.
kryzhevich@sb.by