Динамичный рост
Премьер-министр Роман Головченко отметил, что, несмотря на непростые внешние условия, транспортный комплекс Беларуси устойчиво развивается.
— Уже второй год транспортный сектор работает в непростых условиях, связанных как с эпидемиологической ситуаций, так и с определенными внешними факторами. Тем не менее транспортный комплекс устойчиво выполняет основные показатели социально-экономического развития, включая сводные ключевые показатели государственных программ.
Роман Головченко обратил внимание, что особое значение для страны имеет внешнеэкономическая деятельность в сфере транспорта.
— Транспортные услуги по-прежнему являются одним из основных источников поступления в республику валюты. Ключевой показатель эффективности работы Министерства транспорта и коммуникаций — экспорт транспортных услуг. Он за январь — август вырос на 19 процентов к соответствующему периоду прошлого года. Положительную динамику необходимо наращивать.
Вместе с тем, по словам руководителя Правительства, в области транспорта существуют вопросы, требующие внимания.
— Всем известно, что авиационная отрасль работает в непростых условиях. Связано это с нелегитимными ограничениями в отношении национальной авиакомпании «Белавиа» и других авиационных перевозчиков Беларуси. Тем не менее ситуация в авиационном секторе остается устойчивой. И более того, результаты работы отрасли за девять месяцев показывают ее устойчивое и прибыльное функционирование.
Помимо авиационной отрасли, Премьер-министр предложил обсудить ряд актуальных вопросов.
— И в первую очередь речь идет об обеспечении потребности грузоотправителей республики в перевозках грузов железнодорожным транспортом, функционировании сферы социально значимых перевозок пассажиров в регулярном сообщении, развитии водного транспорта, повышении его эффективности и конкурентоспособности.
Также во время заседания Президиума Совета Министров обсудили реализацию инвестиционных проектов в транспортной отрасли, содержание и обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры перевозок. Особое внимание было уделено ситуации на Белорусской железной дороге.

Хорошие перспективы
В беседе с журналистами министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко рассказал, что есть все предпосылки сохранить положительную динамику развития транспортного комплекса и в следующем году.— В транспортном комплексе сформированы положительные тенденции по наращиванию объемов по основным показателям. В принципе, мы ожидаем, что положительная динамика сохранится до конца года. В сфере грузоперевозок в лидерах — международные автомобильные перевозки. Рост экспорта таких услуг составил 27 процентов. Также хорошая динамика в сфере железнодорожных перевозок. Если говорить об авиационном транспорте, то мы сегодня сосредоточились на работе на восточном и южном направлениях. С сентября фактически сняли ограничения с Российской Федерацией по перелетам. Поэтому это основной рынок, на котором мы сегодня работаем и пытаемся закрепиться. Что касается целей и ориентиров на следующий год, то мы определили критерии работы по ключевым показателям. Мы ожидаем, что продолжится рост экспорта транспортных услуг и дальнейшее восстановление пассажиропотока. Надеемся, что ситуация станет выравниваться с пандемией. Потому что те ограничения, которые уже фактически два года назад были введены в отношении транспорта, продолжают действовать. И это влияет на пассажирооборот.
Также, по словам министра, особое внимание будет уделено развитию транзитных железнодорожных перевозок.
— Контейнерные перевозки в направлении Запад — Китай показывают хорошую динамику, и уверен, что тенденция сохранится и в следующем году.
К слову, за девять месяцев 2021 года объем транзитных контейнерных перевозок по Белорусской железной дороге увеличен в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. С начала года БЖД обеспечила перевозку более миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте во всех видах сообщения. Семизначной отметки контейнерные перевозки достигли уже в октябре, тогда как в прошлом году данный показатель достигнут по результатам перевозок за 12 месяцев.
Евразийский вектор
В конце августа во время заседания Евразийского межправительственного совета премьер-министры ЕАЭС утвердили дорожную карту по реализации транспортной политики до 2023 года. Она включает более 50 позиций, расставляет приоритеты отраслевого развития интеграции и направлена на сближение законодательного регулирования в странах ЕАЭС. Так, предстоит работа по продвижению смешанных и контейнерных перевозок, организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки. Отдельное внимание уделено цифровизации отрасли. Документом предусмотрены меры по поэтапному снятию до 2025 года ограничений в воздушном сообщении и обеспечению равных условий предоставления услуг в области гражданской авиации в государствах-членах. Также будет продолжена работа по комплексному развитию евразийских транспортных коридоров, совершенствованию механизма контроля за движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств.Это перспектива. Но пока, по словам Алексея Авраменко, необходимо решить ряд актуальных вопросов сегодняшнего дня.
— Что касается рынка ЕАЭС, то актуальным остается вопрос возобновления автомобильного пассажирского сообщения. Железнодорожные пассажирские перевозки мы осуществляем только с Россией. Другие страны по-прежнему закрыты. Поэтому эта тема важная. И конечно, надо совместно подумать, где мы можем прирасти в грузовой базе, чтобы наладить взаимовыгодный транзит грузов, особенно с Китаем.
sichevich@sb.by