В Правительстве обсудили работу транспортного комплекса страны

Экспорт на высоких скоростях

2 ноября под председательством Премьер-министра Романа Головченко прошло заседание Президиума Совета Министров. Среди рассматриваемых вопросов — функционирование транспортного комплекса в этом году и планы на 2022-й. Благодаря своему географическому положению Беларусь — транзитное государство. Поэтому развитый транспортный комплекс и разветвленная система дорожного хозяйства вносят существенный вклад в развитие экономики страны. В прошлом году доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте превысила пять процентов, а транспортные услуги формируют более 40 процентов общего объема экспорта услуг страны. Только экспорт услуг в сфере международных автоперевозок за восемь месяцев этого года превысил миллиард долларов. А это — второе место после информационно-коммуникационных услуг.

Динамичный рост

Премьер-министр Роман Головченко отметил, что, несмотря на непростые внешние условия, транспортный комплекс Беларуси устойчиво развивается.

Роман ГОЛОВЧЕНКО.
Фото  БЕЛТА

— Уже второй год транспортный сектор работает в непростых условиях, связанных как с эпидемиологической ситуаций, так и с определенными внешними факторами. Тем не менее транспортный комплекс устойчиво выполняет основные показатели социально-экономического развития, включая сводные ключевые показатели государственных программ. 

Роман Головченко обратил внимание, что особое значение для страны имеет внешнеэкономическая деятельность в сфере транспорта. 

— Транспортные услуги по-прежнему являются одним из основных источников поступления в республику валюты. Ключевой показатель эффективности работы Министерства транспорта и коммуникаций — экспорт транспортных услуг. Он за январь — август вырос на 19 процентов к соответствующему периоду прошлого года. Положительную динамику необходимо наращивать.

Вместе с тем, по словам руководителя Правительства, в области транспорта существуют вопросы, требующие внимания. 

— Всем известно, что авиационная отрасль работает в непростых условиях. Связано это с нелегитимными ограничениями в отношении национальной авиакомпании «Белавиа» и других авиационных перевозчиков Беларуси. Тем не менее ситуация в авиационном секторе остается устойчивой. И более того, результаты работы отрасли за девять месяцев показывают ее устойчивое и прибыльное функционирование.

Помимо авиационной отрасли, Премьер-министр предложил обсудить ряд актуальных вопросов. 

— И в первую очередь речь идет об обеспечении потребности грузоотправителей республики в перевозках грузов железнодорожным транспортом, функционировании сферы социально значимых перевозок пассажиров в регулярном сообщении, развитии водного транспорта, повышении его эффективности и конкурентоспособности. 

Также во время заседания Президиума Совета Министров обсудили реализацию инвестиционных проектов в транспортной отрасли, содержание и обновление подвижного состава, развитие инфраструктуры перевозок. Особое внимание было уделено ситуации на Белорусской железной дороге. 

Транспортные услуги формируют более 40 процентов общего объема экспорта услуг страны.
Фото Александра Кушнера

Хорошие перспективы

В беседе с журналистами министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко рассказал, что есть все предпосылки сохранить положительную динамику развития транспортного комплекса и в следующем году. 

— В транспортном комплексе сформированы положительные тенденции по наращиванию объемов по основным показателям. В принципе, мы ожидаем, что положительная динамика сохранится до конца года. В сфере грузоперевозок в лидерах — международные автомобильные перевозки. Рост экспорта таких услуг составил 27 процентов. Также хорошая динамика в сфере железнодорожных перевозок. Если говорить об авиационном транспорте, то мы сегодня сосредоточились на работе на восточном и южном направлениях. С сентября фактически сняли ограничения с Российской Федерацией по перелетам. Поэтому это основной рынок, на котором мы сегодня работаем и пытаемся закрепиться. Что касается целей и ориентиров на следующий год, то мы определили критерии работы по ключевым показателям. Мы ожидаем, что продолжится рост экспорта транспортных услуг и дальнейшее восстановление пассажиропотока. Надеемся, что ситуация станет выравниваться с пандемией. Потому что те ограничения, которые уже фактически два года назад были введены в отношении транспорта, продолжают действовать. И это влияет на пассажирооборот. 

Также, по словам министра, особое внимание будет уделено развитию транзитных железнодорожных перевозок. 

— Контейнерные перевозки в направлении Запад — Китай показывают хорошую динамику, и уверен, что тенденция сохранится и в следующем году. 

К слову, за девять месяцев 2021 года объем транзитных контейнерных перевозок по Белорусской железной дороге увеличен в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. С начала года БЖД обеспечила перевозку более миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте во всех видах сообщения. Семизначной отметки контейнерные перевозки достигли уже в октябре, тогда как в прошлом году данный показатель достигнут по результатам перевозок за 12 месяцев. 

Евразийский вектор

В конце августа во время заседания Евразийского межправительственного совета премьер-министры ЕАЭС утвердили дорожную карту по реализации транспортной политики до 2023 года. Она включает более 50 позиций, расставляет приоритеты отраслевого развития интеграции и направлена на сближение законодательного регулирования в странах ЕАЭС. Так, предстоит работа по продвижению смешанных и контейнерных перевозок, организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки. Отдельное внимание уделено цифровизации отрасли. Документом предусмотрены меры по поэтапному снятию до 2025 года ограничений в воздушном сообщении и обеспечению равных условий предоставления услуг в области гражданской авиации в государствах-членах. Также будет продолжена работа по комплексному развитию евразийских транспортных коридоров, совершенствованию механизма контроля за движением крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств.

Это перспектива. Но пока, по словам Алексея Авраменко, необходимо решить ряд актуальных вопросов сегодняшнего дня.

— Что касается рынка ЕАЭС, то актуальным остается вопрос возобновления автомобильного пассажирского сообщения. Железнодорожные пассажирские перевозки мы осуществляем только с Россией. Другие страны по-прежнему закрыты. Поэтому эта тема важная. И конечно, надо совместно подумать, где мы можем прирасти в грузовой базе, чтобы наладить взаимовыгодный транзит грузов, особенно с Китаем. 

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter