Кондитерская отрасль уверенно наращивает внешнюю торговлю и присматривается к китайскому потребителю

Экспорт — конфетка

Кондитерская отрасль всегда являлась визитной карточкой нашей перерабатывающей отрасли. Белорусские конфеты и сладости всегда котировались и на родине, и за рубежом.

Об основных тенденциях развития белорусской кондитерской отрасли рассказал заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Иван Маковский.
 

 Сахар подешевел


— В последнее время увеличились объемы импорта кондитерских изделий из России и Украины. С какими факторами связана эта тенденция?
  
Иван МАКОВСКИЙ.
— Да, действительно, объемы импорта по таким позициям, как кондитерская, масложировая и сахарная продукция, существенно выросли. В первую очередь это связано с интеграционными процессами. Беларусь и Россия входят в Евразийский экономический союз, находятся в едином таможенном пространстве, поэтому совершенно закономерен рост товарооборота между нашими странами. При этом увеличился не только импорт из России, но и экспорт белорусской продукции. За первое полугодие темп поставок в РФ кондитерской продукции — 125,0 процента, алкогольной — 139,9 процента. Что касается импорта продукции из Украины, очевидно, что в связи с сокращением для украинских производителей российского рынка сбыта они вынуждены вести наступательную политику на других направлениях, в том числе в Беларусь.

— В прошлом году в силу ряда причин установились достаточно высокие цены на белорусский сахар. Насколько серьезно это повлияло на работу кондитерской отрасли?

— Отпускные цены на сахар белый кристаллический у наших производителей не пересматривались с 5 августа 2016 года. С 11 января по 15 июня 2017 года и с 27 июня 2017-го по 16 января 2018 года всем покупателям (а не только оптовому звену) организациями сахарной отрасли предоставлялись скидки от прейскурантной цены согласно действующим у них положениям о скидках. Постановлением МАРТ от 4 декабря 2017 года № 60 «Об установлении предельных минимальных цен на сахар белый кристаллический» введено временное ценовое регулирование на сахар. Были установлены предельные минимальные цены и предельные максимальные торговые надбавки до 15 процентов. По ходатайству концерна «Белгоспищепром» МАРТ принято постановление от 17 июля 2018 г. № 56 «О государственном регулировании цен на сахар белый кристаллический», которым продлен срок госрегулирования до 340 дней.

Ключевым конкурентным преимуществом наших изделий является качество.

Следует отметить, что действующие предельные минимальные отпускные цены на сахар сформированы с учетом средней скидки по отрасли  к прейскурантной цене (установленной 5 мая 2016 года) до 12,3 процента — по сахару в мешках по 50 кг (для целей промышленной переработки), до 10,8 процента — по сахару в мешках по 1 кг (для целей, не связанных с промышленной переработкой). Вышеперечисленные меры позволили снизить розничные цены на сахар. Если в декабре 2016-го, по данным Белстата, розничная цена за 1 кг сахара составляла 1,74 рубля, то в июне 2018-го — 1,53 рубля, или ниже на 12,1 процента. Это, в свою очередь, позволило снизить затраты в производстве кондитерской продукции.

— За счет каких факторов удается выиграть конкуренцию на зарубежных рынках? Конкуренция-то жесточайшая.

— Хотел бы отметить, что белорусская кондитерская продукция всегда имела устойчивый спрос как на российском, так и на многих других рынках. Сегодня география экспорта насчитывает 20 стран: государства ЕАЭС, СНГ, Америки, Ближнего и Дальнего Востока. В прошлом году мы поставили на экспорт кондитерской продукции на 44 миллиона долларов, увеличив объемы в 1,5 раза. В этом году по итогам шести месяцев экспорт составил 23,1 миллиона долларов, рост — 126,8 процента. Ключевым конкурентным преимуществом наших изделий является качество. Кондитерские предприятия страны осуществляют выпуск продукции преимущественно по государственным стандартам, в которых установлены требования к качеству, не уступающие требованиям советских ГОСТов и международных стандартов.

Для обеспечения соответствия белорусских стандартов на пищевую продукцию европейским (международным) нормам и возможностям отечественной промышленности каждые пять лет в стране проводится проверка их научно-технического уровня. При этом учитываются изменения, произошедшие в процессах разработки, производства и хранения продукции.

Белорусская кондитерская продукция всегда имела устойчивый спрос как на российском, так и на многих других рынках. 

 Стабильность потребления


— Какие тенденции сегодня характерны для кондитерской индустрии в ЕАЭС и ближайших к Беларуси регионах?

— В целом потребление кондитерских изделий как в мире, так и в нашем регионе остается стабильным. По итогам 2017 года рост кондитерского рынка России — 102—103 процента, нашего — 106 процентов. В этом году ожидается приблизительно такая же динамика. Растет экспорт кондитерской продукции за пределы ЕАЭС. Один из ключевых для нас рынков — китайский. Конечно, для поддержания конкурентоспособности белорусской кондитерской продукции недостаточно просто производить хороший продукт, требуются масштабные вложения в его продвижение, работа над себестоимостью — именно на этом сосредоточены сегодня основные усилия отрасли.

— Насколько сильно в регионе влияние транснациональных корпораций? Какие для Беларуси оптимальные стратегии взаимодействия с крупными игроками мирового рынка?

— Влияние таких компаний можно рассматривать в разрезе нескольких аспектов. Ретейл воспринимает их торговую политику как европейские стандарты сотрудничества производителя и продавца: предоставление глубоких скидок, бонусов и выплат, высокая акционная активность. Подобные подходы наша торговля пытается активно применять и к отечественным производителям.

Транснациональные компании проводят и довольно агрессивную маркетинговую политику: транслирование рекламы на телеканалах с высоким уровнем охвата, массовые розыгрыши призов, активная работа в интернет-пространстве. Конечно, это влияет на восприятие потребителя, его желание следовать современным трендам. Более того, такая активная работа по продвижению продукции заставляет и наших производителей идти навстречу новым веяниям как в рекламе и маркетинге, так и в производстве новых уникальных видов продукции.

В прошлом году кондитерская отрасль поставила на экспорт продукции на 44 миллиона долларов.
Фото Павла ЧУЙКО

Мы поддерживаем позицию наших предприятий, основная цель которых — обеспечить для потребителя не только большой ассортимент продукции, но и качество по разумной цене. Полагаю, именно такая стратегия поможет нам не только на равных соревноваться с транснациональными корпорациями, но и усиливать свои позиции на белорусском рынке. Хочу отметить, что наши производители всегда играют по правилам рынка и не пытаются искать помощи в воздействии административных рычагов. Здоровая конкуренция априори должна предусматривать равные условия для всех игроков вне зависимости от их масштаба и страновой принадлежности. У потребителя всегда должен быть выбор, и наша задача — сделать все, чтобы сам покупатель захотел приобрести именно наш товар.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter