Спасенные ценности и классная световая начинка: чем заполнили новый корпус художественного музея

Экспонатов хватит

Месяц назад Национальный художественный музей открыл новый корпус. Открыл вовремя — к Новому году и Рождеству, словно бы сделав подарок всем минчанам и гостям столицы. Но сделал это так тихо и скромно, что уступил дорогу не только громким выставкам в основном корпусе, но и самым вроде бы проходным. Корреспонденты «СБ» отправились с инспекцией в новые залы спустя ровно месяц после открытия и могут констатировать: вопросов нет — площадка шикарная.

Еще больше места 

У любого музея есть как минимум три основные задачи: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. С последним-то у Национального художественного и были проблемы. Более 30 тысяч произведений белорусского, русского, западноевропейского и искусства стран Востока: чтобы оценить масштабы коллекции, одного корпуса уже давно не хватало. В 2006-м музей прирос, по сути, первой масштабной пристройкой, которая позволила значительно расширить постоянную экспозицию. Новый «стеклянный», как его называют в народе, корпус получил в том числе суперпродвинутую техническую начинку: климат-контроль и световое оборудование. Их, к слову, делали по образу и подобию московской Третьяковской галереи. Но разгрузить музей в полной мере все равно не вышло. Генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов вспоминает: 


— Вот получили мы новую пристройку и отдельное здание дирекции, казалось бы, все хорошо, живи и радуйся! Но когда освоились, то выяснилось, что места все равно мало и нашей богатейшей коллекции по-прежнему тесно. Так появилась полноценная идея еще больше прирасти новыми площадями за счет прилегающих зданий вокруг главного корпуса музея. Других вариантов просто не было. Если бы за зданием был пустырь, можно было бы строить что-то новое, но вокруг только дома… 
Так, при поддержке Президента и руководства города все усилия были направлены на пересмотр функций близлежащих зданий. 
Фото  БЕЛТА

И вот месяц назад, спустя почти 10 лет после начала реконструкции, здание на улице Карла Маркса, где ранее располагалось общежитие БГУ, приняло первых гостей. Попасть туда можно как с улицы, так и через галерею пристройки основного корпуса. 

— Это очень удобно, — уверен Владимир Иванович. — Человек может прий­ти в музей и, не выходя за его пределы, посетить все выставочные залы. Если захочет перекусить или выпить кофе с круассаном, пожалуйста — на первом этаже работает арт-кафе. И дальше идти с новыми силами. 
Пересматривать функции близлежащих зданий и приспосабливать их к новой жизни музей продолжит, и когда-нибудь (верим!) в Минске вырастет целый музейный квартал.

Очередь растянулась на годы 

Рядом с кафе на первом этаже — серьезный по масштабам сувенирный магазин. К слову, большая радость и гордость музейщиков. Ассортименту позавидует любой универмаг. Основная целевая аудитория, рассказывают продавцы, это туристы, которые часто совершают эмоциональную, спонтанную покупку — сувенир, который, по их мнению, ассоциируется с музеем, Минском и Беларусью вообще. В топе продаж — декоративные блюда и тарелки, майки с шедеврами НХМ, чашки и открытки. Книги туристы тоже уважают и покупают охотно: здесь можно найти все художественные новинки от белорусских издательств, связанные с темой искусства. 


— Так, скажем, первым делом мы отправили сюда несколько экземпляров нашего альбома-каталога «Iканапiс i алтарны жывапiс Беларусi XVI — пачатку XIX ст.». Это первый альбом научно-образовательной серии «Национальный художественный музей Республики Беларусь», который мы подготовили в ноябре ко дню рождения музея, — рассказывает Владимир Прокопцов. 


Этажом выше — научные отделы, лекционный зал и художественная студия, где развивать эмоциональный интеллект, чувство вкуса и стиля могут в том числе дети. Третий этаж соединен переходом с основным корпусом. Сейчас здесь проходит выставка «Спасенные художественные ценности», посвященная кропотливому труду художников-реставраторов. На ней — произведения древнебелорусского, русского и европейского искусства XVII—XX вв. из собрания НХМ, прошедшие реставрацию за 2010—2021 годы.

— Привезенные из экспедиций, эти произведения, как правило, находились в плохом состоянии, так как были сняты с чердаков храмов, заброшенных колоколен, найдены в подвалах костелов. Пройдя начальную консервацию, многие из них годами ожидали своей очереди на полноценную реставрацию, — обращает внимание заведующий отделом научно-реставрационных мастерских Аркадий Шпунт.

Фото  БЕЛТА

Самое раннее из представленных на выставке произведений — «Ангел с лирой». Датирован по времени оформления интерьера костела Благовещения ордена св. Бригитты в Гродно 1642—1649 гг., где украшал парапет балкона для органа. Его деревянная основа была расколота на части, утрачено обрамление, живопись пострадала. Но усилиями реставраторов панно приобрело экспозиционное состояние. Много лет ждал реставрации и рисунок «Поклонение пастухов» неизвестного художника XVII века. Это один из наиболее ранних памятников оригинальной графики европейских мастеров в музейной коллекции.

От небесного до земного

На последнем, четвертом этаже — один из самых удачных экспозиционных проектов музея последнего времени. Выставка «Рух зямлi» — это, по сути, большая художественная история о сакральной взаимосвязи человека и природы. 


— Земля не могла не стать одним из главных мотивов творчества белорусских художников разных поколений. Представить образ родной земли многоплановым как во времени и темах, так и в художественных стилях — вот основная цель и концепция этой выставки, — рассказывает заведующая отделом белорусского искусства XX—XXI вв. Екатерина Изофатова

Соединение земного и космического имеет разные воплощения: от пейзажей Валерия Шкарубо и Александра Гришкевича до произведений обрядово-фольклорного и мифологического характера Михаила Филипповича и Николая Селещука. Романтика трудовых будней и праздников белорусов, в свою очередь, представлена в работах Бориса Казакова, Георгия Скрипниченко, Мая Данцига. В этих же залах — невиданная ранее для минских музеев световая начинка, которая делает сногсшибательным каждый объект. Однако при всей своей новизне ощущения, что новый корпус родился только вчера, не возникает. 



— Вот и нам кажется, что он был всегда, — усмехается Владимир Прокопцов. — Сейчас в постоянной экспозиции представлено около 4 процентов произведений всего собрания. Когда будет закончена следующая очередь музейного квартала, планируется показать зрителям уже 7 процентов шедевров. Экспонатов, чтобы заполнить корпуса, нам хватит, поверьте. Были бы стены. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter