Эксперты отмечают высокий конституционный потенциал для развития местного самоуправления в Беларуси

Совершенствование белорусского законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, в целях устойчивого развития территорий рассмотрено сегодня на заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики с участием представителей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.


Говоря об актуальных направлениях совершенствования законодательства в сфере местного управления и самоуправления в нашей стране, заместитель председателя Конституционного Суда Беларуси, доктор юридических наук, профессор Наталья Карпович обратила внимание на высокий потенциал конституционных положений для совершенствования системы местного управления и самоуправления:

—Это в полной мере соответствует и основным нормам Европейской хартии местного самоуправления и тем конституционным тенденциям, которые мы наблюдаем на европейском пространстве. При этом правовое регулирование развития данных конституционных норм должно обеспечивать оптимальный баланс развития конкретной территории и государства в целом. Назрело время для активизации обратной связи населения и местной власти, расширения диалога с общественностью.

Проводя сравнительный анализ положений Европейской хартии местного самоуправления и белорусского законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов подчеркнул:

— Многие положения нашего национального законодательства уже реализуют положения хартии. Вместе с тем, ряд других норм реализуют иные принципы работы системы местного управления и самоуправления. Особенное внимание при этом стоит обратить на положения, определяющие природу местного самоуправления. Скажем, в Республике Беларусь значительная часть публичных дел и полномочий определяется не органами местного управления и самоуправления, а местными исполнительными и распорядительными органами власти. Также наши Советы не могут определять численность своих работников самостоятельно. И тем не менее, повторюсь, по целому ряду позиций наше законодательство вполне согласовывается с положениями Европейской хартии. Да и стоит принимать во внимание не столько буквальные ее формулировки, сколько расширенное их толкование. Таким образом, соответствие белорусского законодательства нормам этого европейского документа во многом зависит от субъективного восприятия его норм экспертами.

Европейская хартия местного самоуправления была принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1985 году и вступила в законную силу 1 сентября 1988 года. Все 47 стран-участниц Совета Европы подписали и ратифицировали этот документ. Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии местного самоуправления. Кроме того, хартия является первым юридическим документом, гарантирующим соблюдение принципа субсидиарности государствами-членами Совета Европы. То есть местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность.


Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter