Эксперты ФСБ установили...

Вчера продолжился суд по делу о взрывах в Минске и Витебске. Прокурор Алексей СТУК потребовал назначить Дмитрию КОНОВАЛОВУ и Владиславу КОВАЛЕВУ наказание в виде расстрела.

«Обвинение предлагает считать их (Коновалова и Ковалева. — Прим. БЕЛТА) исключительно опасными для общества и государства», — заявил прокурор.

Дмитрий Коновалов изначально хотел совершить теракт на майские праздники в 2011 году, сказал вчера в ходе прений гособвинитель Алексей Стук. Об этом обвиняемый заявил во время проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Коновалов взял больничный с 5 апреля, чтобы собрать бомбу. Однако он поторопился совершить теракт после дактилоскопии 9 апреля. Не случайно в тот же день он снял квартиру в Витебске, куда пришел с большой сумкой. После дактилоскопии Коновалов опасался, что его задержат.

Этим же обстоятельством прокурор объяснил отсутствие отпечатков пальцев на ряде предметов из подвала Коновалова. Обвиняемый имел возможность убрать свои следы. «Кроме того, он мог изготавливать взрывчатые вещества, используя перчатки», — отметил обвинитель. В подвале как раз и были обнаружены перчатки с биологическими следами Коновалова.

По данным экспертиз, 11 апреля произошел взрыв устройства электрического типа и осколочно-фугасного действия. В качестве заряда было использовано около 12,5 кг смесевого бризантного взрывчатого вещества, в состав которого входила аммиачная селитра и алюминиевая пудра, а возможно, и уротропин. Бомба сработала от сигнала с радиопульта. После нажатия кнопки в бомбе сработала схема на основе дистанционно управляемого звонка, который и замкнул электроцепь детонатора. Такой же звонок с радиусом действия 150 метров был обнаружен при обыске в квартире Коновалова. Также в подвале была изъята селитра, обнаружено некоторое количество алюминиевой пудры.

Более того, прокурор отметил, что пудра и селитра из подвала аналогичны пудре и селитре из бомбы, взорванной в метро. Вывод экспертов ФСБ о возможном использовании шприца в качестве корпуса для детонатора крайне предположителен и объясняется российской криминальной практикой. В России уже неоднократно использовались такие детонаторы. За кусок шприца эксперты попросту приняли фрагмент полимерной бутыли, обнаруженный на «Октябрьской».

Также в телах погибших в метро найдены деформированные фрагменты скамьи, а это означает, что взрыв произошел в непосредственной близости от нее. Эксперты ФСБ установили и тот факт, что множество отрезков арматуры с места взрыва и арматура из подвала Коновалова — это фрагменты одного стержня, изготовленного из одного и того же объема вещества, слитка или заготовки. Кроме того, на арматуре с места теракта есть следы от круга «болгарки». На следствии Коновалов говорил, что пилил «болгаркой» арматуру в подвале своего дома.

В подвале, согласно экспертизе ФСБ, обнаружено взрывчатое вещество, которое может быть синтезировано кустарно из доступных компонентов. Найдены там и вещества, которые можно применить для производства взрывчатки. Эти вещества упоминаются в тетради Коновалова, где описываются их свойства и говорится об испытаниях...

Алексей Стук сослался и на ранее показанные в суде видеозаписи камер наблюдения в Витебске и Минске, на которых прослеживается маршрут человека, похожего на Коновалова. Эксперты ФСБ установили, что на записях 10 апреля имеется портретное сходство с Коноваловым, а также с Ковалевым. Кроме того, на записи с витебского вокзала зафиксирован человек в такой же одежде, что и вечером 11 апреля в метро. Также внешние особенности этого человека, в том числе рост, сутулость, телосложение, соответствуют внешним особенностям Коновалова...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter