Экспертное бюро

Белорусских товаров продается явно недостаточно...

Время расчищать склады и завалы

Год назад с банкротством в США четвертого по величине банка «Леман брозерс» начал приобретать мировой характер экономический кризис. Какое-то время возникало (и не беспочвенно) ощущение, что эта гроза пройдет мимо Беларуси. Действительно, сначала неурядицы оказались не столь ощутимы из-за слабой связи с мировым финансовым рынком. Первые «звонки» прозвучали в Беларуси в производственной сфере, с сокращением объемов экспорта (с 3,2 млрд. долларов в июле 2008 года до 1,3 млрд. долларов в месяц к январю 2009-го). И привели к девальвации рубля.

Теперь белорусских товаров продается на экспорт на сумму около 1,6 млрд. долларов в месяц, и этого явно недостаточно. Страна столкнулась с сокращением денежной массы и с уменьшением объема наличных в обращении. Цены на белорусский экспорт упали, снизилась валютная выручка, росло отрицательное сальдо платежного баланса. Рост промежуточного импорта вел к накоплению непроданной продукции на складах, но в последние месяцы началась их более эффективная очистка. С начала 2009 года отмечался небольшой, но все же рост валового продукта. А спад случился спустя год: по итогам января — августа нынешнего года ВВП сократился на 0,5% по отношению к аналогичному периоду 2008-го. Это произошло впервые с 1996 года. В Беларуси уровень государственного регулирования более высокий, и в кризис, занесенный извне, она вошла медленнее, признаки его проявляются постепенно. Хотя это и не упрощает антикризисные задачи. Увеличение экспорта и сокращение импорта стало главным направлением работы в экономике. Кризис все же заставляет решать старые проблемы, расчищать завалы, обновлять экономику и… дает шанс становиться сильнее.

Декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев недавно назвал оптимистичными перспективы по выходу страны из процессов, порожденных мировым кризисом. Он считает, что уже вскоре возможен инвестиционный бум благодаря улучшению позиций Беларуси в международных рейтингах, резкому расширению связей со странами ЕС и более активной приватизации. Но добавим: чтобы это произошло, необходимы оздоровление ситуации в мировых финансах (оно уже началось) и наличие у инвесторов свободных капиталов для вложений на новых рынках.

Индекс потребительских цен за август составил 99,8% по сравнению с июлем 2009 года и 107,5% по сравнению с декабрем 2008 года. Такой показатель позволяет предположить, что инфляцию в Беларуси удастся сдержать в рамках прогнозного уровня для этого года. Сезонное снижение цен на сельхозпродукты, прежде всего фрукты и овощи, создает хороший антиинфляционный запас на осень. И все-таки цены на продовольственные товары в Минске за январь — август 2009 года по сравнению с таким же периодом прошлого года, по данным Белстата, выросли на 17,6%. Наиболее интенсивно подорожала пшеничная мука — на 28,5%, маргарин, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, яйца, рыба — в среднем на 22–23%. Прочие продукты дорожали темпами, сопоставимыми с размером девальвации рубля, а то и меньше. Растительное масло и вовсе подешевело на четверть. Самым внушительным выглядит рост цен на картофель — он в этом году был на треть дороже, чем за 8 месяцев 2008 года. Овощи вели себя по-разному: если помидоры, огурцы и редис дорожали, то свежая капуста, морковь, свекла, лук и сладкий перец оказались заметно дешевле прошлогодних. Фрукты нынче в среднем на 13% дороже, чем год назад, но произошло это за счет удорожания импортных плодов (бананы, арбузы, сухофрукты, виноград). В группе непродовольственных товаров, которые за 8 месяцев по отношению к аналогичному периоду прошлого года стали дороже на 12,2%, выделяется рост цен на медикаменты (на 30%), парфюмерию и косметику (на 26,5%), бытовую химию (на 25%).

А вот розничный товарооборот в нашей стране, по оперативным данным Белстата, в январе — августе 2009 года увеличился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 35 трлн. 385,6 млрд. рублей.

После неуклонного снижения с 7-го по 11 сентября доллар на этой неделе, начиная с 14 сентября, начал расти относительно основных мировых валют, поскольку котировки акций европейских компаний снижались, а данные о состоянии экономики ЕС оказались хуже, чем ожидалось. Тем не менее курс колебался в пределах 1,45–1,46 доллара за евро, недалеко отступив от максимальных 1,465. Цены на нефть на этом фоне снизились: в Нью-Йорке — до 68,68 доллара, а в Лондоне — до 67,4 доллара за баррель. Позиция Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), не изменившей квоты на добычу, состоит в том, что слабый доллар невыгоден для производителей нефти, так как им нужна более высокая цена сырья, чтобы вкладывать деньги в добычу нефти. Цена золота на товарной бирже Нью-Йорка оставалась чуть выше 1000 долларов за унцию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter