Экспертиза розовой мечты

Пока  в  Беларуси  пытаются  возобновить  независимое  тестирование  товаров,  во  всем  мире  подобные  исследования  существенно  влияют  на  структуру  потребительского  рынка

Пока  в  Беларуси  пытаются  возобновить  независимое  тестирование  товаров,  во  всем  мире  подобные  исследования  существенно  влияют  на  структуру  потребительского  рынка 

Чему вы больше доверяете, совершая покупки:   мнению знакомых, собственному опыту или… независимым экспертизам?  Большинство предпочитают действовать методом проб и ошибок. И пока хозяйка сама лично не продегустирует тот или иной сорт  колбасы или не испытает на себе новый крем, мужчина лично не поездит на разных марках автомобилей или не сменит пару мобильных телефонов, сделать конкретный выбор довольно непросто. Правда, такая «разведка боем» обходится потребителям недешево… 

Все  порошки  одинаковы?.. 

Еще десяток лет назад продукция под различными торговыми марками разительно отличалась друг от друга по своим характеристикам. Нынче любая новинка копируется конкурентами в течение 1—6 месяцев. Покупателю уже сложно  разобраться в огромном количестве продукции, самостоятельно провести сравнительный анализ качества аналогов, выпускаемых несколькими производителями. А потому во всем мире существуют различные независимые объединения, работающие на благо потребителя. Изучая их экспертизы, результаты тестов и исследований, можно получать объективные знания о том или ином товаре,  делать осознанный выбор. Только вооруженный информацией покупатель способен стать главным  действующим лицом, от воли которого зависит структура потребительского рынка. Публикация таблиц со сравнительными характеристиками товаров, безусловно, способна воздействовать на спрос. 

Например, немецкий  фонд «Тест товаров» провел испытания стиральных порошков, в результате которых дешевые средства оставили позади известные фирменные марки. Выяснилось, что они практически идентичны по составу,  кроме того, ни одно моющее средство не гарантирует полного удаления пятен при температуре воды  40 градусов. Лишь «Ariel» показал хорошие результаты, однако в перспективе даже от его применения ткань приобретает серый оттенок. Понятно, что теперь немецкие домохозяйки сами будут решать: покупать дешевый порошок или дорогой. В конце концов, если нет разницы, зачем платить больше?.. 

«Бестселлеры» для  белорусов 

Несмотря на то что у соседей результаты независимых исследований регулярно предаются огласке, белорусские «защитники» потребителей заметно отстали от западных коллег. Председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша отмечает, что для нас эти тестирования пока остаются розовой мечтой. Отечественные организации пока еще исполняют лишь роль юридического защитника: помогают разобраться с недобросовестным поставщиком или продавцом после факта покупки. Вместе с тем 8 лет назад Белорусское общество защиты потребителей приняло курс на информирование и просвещение населения. Но  чтобы добиться ощутимых результатов, необходимо тестирование продукции, публикация его результатов в СМИ. Такой подход работает, о чем свидетельствует и зарубежный опыт. 

Так, журнал «WHICH?», который более 50 лет издает Ассоциация потребителей Великобритании, полностью посвящен исследованиям и экспертизам. Все средства, полученные от продажи и подписки, тратятся именно на их проведение. К профессиональным оценкам экспертов прислушиваются и медики. Так, в этом году, который на Западе провозглашен Годом борьбы с маркетингом нездорового питания для детей,  специалисты журнала собрали интересные данные о вредных продуктах. Изучив результаты  исследований,  Всемирная организация здравоохранения сейчас рассматривает вопрос о запрете рекламы таких продуктов на телевидении в период с 9.00 до 21.00. И можно только предполагать, какие убытки понесут тогда производители. 

Существуют подобные  издания и в России: для отечественных специалистов они стали настоящими «бестселлерами». Журналы «Король Потребитель» и «Спрос» проводят независимые экспертизы, ориентируя тем самым своих читателей на выбор качественной продукции и предостерегая от покупки левых товаров. 

А  спонсоры  кто? 

Проведение экспертиз и тестов – удовольствие не из дешевых. Во-первых, необходимы средства на покупку самих тестируемых товаров: образцы должны быть приобретены в розничной торговле.  Во-вторых, основные издержки приходятся на исследования в лабораториях. Анна Суша отмечает, что не у каждого даже западного общества потребителей есть все необходимое оборудование для экспертиз. Поэтому зачастую им приходится размещать заказы в других исследовательских центрах и институтах. Кстати, представители немецкого института Stiftung Warentest приезжали  знакомиться с белорусскими лабораториями, необходимыми для тестирования косметики. Вывод немецкие специалисты сделали для нас неутешительный: отечественное оборудование далеко от совершенства. Тем не менее специализированным западным журналам, которые со временем сами превратились в настоящий «центр экспертов», удается зарабатывать или добывать деньги на все расходы.  В Беларуси же дело традиционно упирается в отсутствие спонсора. 

Остается актуальным и вопрос: как донести результаты испытаний до потребителя? Для этого необходимы специализированные СМИ. И когда-то в Беларуси они появились… 

Недолгий  век  «Вестника»  и  сомнительной  колбасы 

В 2000 году при поддержке Всемирной организации потребителей (Лондон) Белорусское общество защиты потребителей  выпустило учебное пособие «Основы потребительских знаний», а через год получило возможность издавать собственную газету. Сказать, что «Вестник потребительских знаний» был популярен, мало. Газета приостановила деятельность 5 лет назад, но до сих пор  читатели интересуются ее судьбой. 

За два года существования издания провели более 20 экспертиз продуктов питания. Тогда была финансовая возможность  закупать необходимые товары, проводить исследования в лабораториях Минска, Гомеля, Бреста и Могилева, собирать на пресс-конференции журналистов республиканских изданий, чтобы как можно шире донести результаты экспертиз. 

Исследовали все: хлеб, пиво, овощи, вареную колбасу, кофе… Результаты иногда оказывались довольно неожиданными. Так, в одном из сортов колбасы в свое время было выявлено повышенное содержание воды, в овощах – нитраты, а  в некоторых видах плодово-ягодных вин – превышение нормы железа, недостача сахара и спирта. К слову сказать, последним фактом заинтересовались органы МВД. 

Через два года из-за отсутствия финансирования газета прекратила существование. Тем не менее какое-то время исследования продолжались: были проведены экспертизы красок для волос, бритвенных станков, стиральных порошков... Результаты тестов размещались на официальном сайте Белорусского общества защиты потребителей. Анна Суша считает: необходимо утверждение государственной программы по поддержке общественного потребительского движения для проведения независимого сравнительного тестирования. Сегодня в организацию обращаются участники рынка, уверенные в том, что их продукция лучше,  и предлагают провести платную экспертизу в данном сегменте. Но специалист уверена: такой анализ никогда не будет объективным. 

--------------------------------------

Далекая  близкая  перспектива

Сейчас  в действующих в столице обществах по защите потребительских прав не проводятся независимые тестирования. При каждой из организаций работают отдельные эксперты. Они проводят исследование товаров, бывших в употреблении и к которым покупатель предъявил претензии. А в планах Министерства торговли разработать проект программы по поддержке потребительского движения.

Кроме того, сегодня есть возможность возобновить выход «Вестника потребительских знаний» в увеличенном формате А3. Правда, создание в Белорусском обществе защиты потребителей собственной лаборатории  — вопрос нерешенный. Хотя специалисты отмечают: потребители больше доверяли бы результатам исследований, а у самой организации еще больше бы укреплялся имидж. Но в конечном итоге проведение экспертиз можно заказывать и в других лабораториях, в том числе и за рубежом.

--------------------------------------

Кстати

Несколько недель назад Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей».

Как сказала Анна Суша,  в законопроекте «О защите прав потребителей» много отсылочных статей, он перестал быть нормой прямого действия, что противоречит Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 205 от 10 апреля 2002 года.

Так, в новой редакции закона  объединены  два понятия:  качество и безопасность, имеется противоречие, кто  должен проводить и оплачивать экспертизу по истечении гарантийного срока: продавец или потребитель. Новый закон ухудшает права потребителей, хотя есть несколько существенных нововведений. Например, предусмотрена  ответственность поставщика наряду с ответственностью производителя, продавца.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter