Экспертиза как тонкое дело

Письмо в редакцию

В номере газеты за 20 января было опубликовано мнение А.Муковозчика «Наблюдение за наблюдающим» на тему: что зачастую прячется за авторитетным с виду термином «международные эксперты». В редакцию пришло письмо от Андрея Казакевича, председателя оргкомитета Международного конгресса исследователей Беларуси, директора института «Политическая сфера», доктора политических наук. Публикуем письмо.
— Хотелось бы согласиться с автором, что результаты любого исследования следует воспринимать осторожно. Нет оснований просто так доверять «международным экспертам» (и экспертам вообще), аналитикам и тем более интеллектуалам. Воспринимать все критически и скептически —– в этом, собственно, суть научного метода. Нужно исходить из содержания, аргументации, источников и, в крайнем случае, репутации конкретного исследователя. Все остальные подходы не работают.

Вместе с тем многое в тексте, и по фактам, и по стилю, несколько искажает ситуацию с Международным конгрессом исследователей Беларуси, о чем и хотелось бы сделать пару комментариев.

Сам по себе Международный конгресс исследователей Беларуси ничего не исследует. Это большая конференция, куда раз в год приезжает около 500 специалистов и гостей из 15 — 20 стран. Представлен весь спектр наук: от истории, лингвистики, этнографии до экономики и философии. Все это можно проверить по программе, которая доступна на сайте конгресса. Исследователи из Беларуси доминируют, но не менее трети представляют Польшу, Россию, Украину, Литву, Германию, США и т.д. То есть это площадка, где профессора из Лондона и Гродно могут обсудить, например, белорусскую литературу ХIХ века, а исследователи из Варшавы, Москвы и Минска — влияние глобализации на национальные культуры.

Проводятся секции по социальной и политической проблематике, но тут также нет смысла оценивать обобщенно. Во–первых, очень часто рассматриваются региональные проблемы, а не Беларусь. Во–вторых, нужно судить или критиковать конкретные выступления и позиции, а они на конгрессе звучат разные. Ко многим, думаю, автор не имел бы замечаний.

Тема финансирования в тексте освещена довольно странно. В Беларуси в год проводятся десятки конференций, которые финансируются ЕС, США, международными и иностранными неправительственными организациями. На них выступают министры, заместители министров, представители Академии наук и университетов. В Беларуси каждый год проводятся десятки исследований за счет денег ЕС, отдельных европейских стран, США, России и т.д. И это не только физика и химия, но и история, культура, экономика, социология, политика.

Не хочу давать оценку, хорошо это или плохо, но в современном мире ни одна страна не может развивать науку и исследования только за свой счет. И Беларусь тут не исключение.

Конгресс в этом отношении ничем не отличается от большинства других международных конференций, а работа организационного комитета не отличается от работы сотрудников Академии наук и белорусских университетов по поиску средств на международные мероприятия (с той лишь разницей, что у нас нет бюджетного финансирования). При этом большинство членов оргкомитета живут и работают в Беларуси.

Кстати, конгресс все–таки не финансируется из бюджета ЕС. Все источники открыты, их можно найти на сайте. ЕС как источника среди них до настоящего времени не было.

Оценивать нужно результаты конкретных исследований или выступлений, все остальное имеет сомнительный смысл. Ну и последнее замечание.

Журнал «Политическая сфера» был основан в 2001 году студентами и аспирантами политологии БГУ (неформально, конечно). Журнал никогда не издавался Европейским гуманитарным университетом. Сотрудничество редакторского коллектива с ЕГУ продолжалось три года (2006 — 2009), что в пятнадцатилетней истории журнала не занимает большого места. При этом ЕГУ никогда не был издателем журнала и к основанию конгресса не имел отношения.

БелЖД нужно придать международный статус


Фото  Артура  ПРУПАСА.

Наша страна целенаправленно стремится во Всемирную торговую организацию, входит в состав Содружества Независимых Государств, является членом Евроазиатского экономического союза, тесно связана договором с Россией, что предполагает активную внешнюю деятельность, и всегда открыта для гостей. Стратегическая роль в реализации этих устремлений принадлежит транспортной отрасли Беларуси.

Особая миссия здесь у Белорусской железной дороги, которая независимо от условий обслуживает не только собственную экономику, но и международных перевозчиков, имеет около 30 трансграничных переходов, в прямом смешанном сообщении объединяет Балтийское и Черное моря, обслуживает российский анклав — Калининградскую область.

На деле складывается впечатление, что, обслуживая международные железнодорожные перевозки, БелЖД одна остается со своими проблемами. Это прежде всего касается модернизации инфраструктуры, которая требует колоссальных капитальных вложений.

Обратимся к субъектам, опекающим единые пути сообщения, а к ним относятся СНГ, Союз «Россия — Беларусь», ЕАЭС, ОДКБ, Международный союз железных дорог (МСЖД), Совет Министров и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (случайное совпадение — их семь, а как известно, у семи нянек...). Все они приняли на себя обязательство оказывать техническую поддержку Белорусской железной дороге.

Казалось бы, Совет по железнодорожному транспорту СНГ находится по белорусскому адресу и кому, как не ему, позаботиться о достойном железнодорожном «пороге» на просторы Содружества, но дальше общих деклараций и мелких шагов дело не идет. Из бюджета Союзного государства выделяются средства на развитие машиностроения, культуры и образования, а единой железной дороге достаются, образно говоря, крохи. ЕАЭС больше всего заинтересован в белорусской дорожной карте, но грузы из России порой следуют мимо Беларуси. Практически ежегодно ОДКБ, владеющая новейшими технологиями перевозки, проводит свои учения на белорусских полигонах (только для обеспечения предстоящих учений «Запад–2017» планируется транспортировка из России более пяти тысяч вагонов), а взамен амортизационных расходов предположений не поступает. МСЖД лишь формально взял на себя заботу о 2–м и 9–м международных маршрутах, проходящих по Беларуси, не вложив при этом ни одной «копейки» инвестиций. Совмин и Минтранс республики с горечью делят скудные бюджетные деньги между всеми видами транспорта.

А Белорусская железная дорога (конечно, есть и успехи) как «пыхтела» клубами черного дыма, гремела вагонами, пользовалась примитивными туалетами и титанами в пассажирских вагонах, так и латает дыры в авральном режиме. Надо отдать должное компании «Российские железные дороги», которая оказывает посильную помощь.

Очевидно, на межгосударственном уровне необходимо объединить усилия всех «нянек», принять решение о придании Белорусской железной дороге международного статуса, т.к. она де–факто таковой является, консолидировать бюджеты стран–партнеров и создать «золотые ворота» из Европы в Азию.

Есть и другая проблема. Белорусские железнодорожники обслуживают вагоны, принадлежащие субъектам хозяйствования, однако эксплуатационные расходы почему–то берут на себя. Возможно, следовало бы ввести договоры транспортировки частных вагонов с грузом (без груза) и производить соответствующие расчеты за пользование государственной железной дорогой.

Н.Н.АРТЮШЕНКО, кандидат юридических наук, ветеран МВД.

г/п Мачулищи, Минский район.

Люди встречаются, люди меняются


Читая «СБ», очень заинтересовался статьей В.Рокицкого «Вышел из себя» (31.01.2017 г.). И пока осмысливал прочитанное, уже в следующем номере посыпались выводы по этой статье. Жалею, что еще не научился пользоваться интернетом. Но зато жизненный опыт большой, да и служба в ВС СССР, и работа на гражданке после увольнения дает уверенность, что напишу в тему.

Не буду описывать все случаи из жизни, подобные истории с М.Кадыровым, возьму только один.

Не так давно одна районная газета отмечала юбилей со дня выпуска в свет первого номера. Вечер творческий прошел прекрасно: и подготовка была на хорошем профессиональном уровне, и приглашения представителям центральных СМИ, и редакторам из соседних районов Минской области, и выступления юных дарований районной музыкальной школы — все это придало чествованию 85–летнего юбилея особое праздничное настроение. Особенно было приятно, что не забыли нештатных корреспондентов — им вручили благодарственные грамоты. Считаю, что газета делала, делает и будет делать прекрасную работу еще долго–долго. И мне, несмотря на возраст, лично хотелось бы еще 100–летний юбилей газеты отметить.

А теперь к сути. К моему взгляду на статью «Вышел из себя». Как–то иду себе спокойно в редакцию моей любимой «Зорачкi» и вдруг слышу: «Куда так торопишься, Михаил?»

— В редакцию. Несу статью.

Знакомый продолжает:

— А я эту газету не выписываю. Не читаю.

Не буду дальше рассказывать, чем закончился наш разговор, но подумалось: бывшему работнику райисполкома неплохо бы было и выписать газету, да и даже на пенсии поучаствовать в жизни района, поддержать газету. Мне лично очень интересна районка. Готовясь к юбилею, я в течение двух месяцев работал в архиве. Узнал многое о жизни из газеты — обо всех периодах коллективизации, о работе газеты в подполье, после войны. Особенно много узнал о партизанском движении. О школах (мои родители — учителя). Спасибо, моя любимая районка, что ты есть. А то, что я услышал от «бывшего», из той же оперы, что и в статье «Вышел из себя» В.Рокицкого.

Мой лучший ответ всегда: «делай, как я» (это принцип обучения подчиненных в армии). Согласно этому принципу — постоянная подписка и сотрудничество с районкой.

Михаил ЧИГИР, полковник в отставке.

Минск.

Советская Белоруссия № 34 (25169). Суббота, 18 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?